Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб




Поделиться

2009 / Дни фехтовальной культуры / ПРЕССА

Кисть и шпага Авторский вариант статьи о выставке «Фехтование в искусстве». 31.03.2009 (Афиша)

Афиша

Дата: 31.03.2009

 

Выпуск: «Афиша» раздел Рецензии.

 «Поигрывание мускулами лучших художественных сил»

 

Автор: Хлобыстин Андрей

 

Мероприятие: Дни фехтовальной культуры

Валькирия, ласкающая берсерка после его разминки на утренней мясорубке в Валгалле; Жанна Д’Арк, поднимающая своих капитанов на приступ Турели; Лариса Рейснер, ведущая матросов-анархистов на апроприацию: в истории высокий смысл кровавой сече сплошь и рядом придает женщина. Она же, варя борщ, управляет отупевшим от безволия и отчужденным от оружия современным казаком. Эта отчужденность мужчин от Меча – символа независимости, героизма и правосудия, от походных авантюр и охотничьей романтики имеет далеко идущие последствия в психическом состоянии общества. Женщина все равно пройдет свое посвящение через деторождение, но юношеский вертикализм,  начинающийся с игры в солдатики, «Тремя мушкетерами» и «парусами «Крузенштерна» так и не завершается инициацией во взрослую ответственность. Шпаги звон быстро меняется на звон бокала, а там «пара-пара порадуемся» и вся воинская куртуазность отдается на откуп Боярскому, гардемаринам и «кадетству».

 

Галантно-аристократические Сирано с Дон Кихотом давно задвинуты молодежным экстримом и компьютерными «мочилками». На компенсирующую роль претендует деятельность расцветающего ныне движения военно-исторических и патриотических клубов, зародившееся еще в эпоху застоя на истфаке ЛГУ в кружке «бонапартистов». В этой ситуации Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, возглавляемый подвижницей Алиной Туляковой занимает особое место. Во-первых, потому, что базой для них является именно искусство фехтования, а не пуговица на реконструированном костюме ряженного. Во-вторых, Алина, с 1980-х годов ставшая заметной фигурой арт-сцены, настойчиво подчеркивает отличие искусства классического фехтования от спорта, который сравнивает с коммерческим ремеслом художников — «профессионалов». Как в живописи, музыке, кулинарии, любви – в искусстве боя удачливые специалисты ныне повсеместно пытаются подменить фигуру гения. Четвертый день рождения Клуба, традиционно справляемый в первый понедельник апреля, когда шевалье Д’Артаньян эффектно въехал в город Менг, Алина отмечает выставкой «Фехтование в искусстве», к которой привлечены лучшие художественные силы.

 

Помимо гравюр из учебника по фехтованию XVIII в. Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн) экспонируются произведения живописи, графики и скульптуры в большинстве своем сделанные специально к выставке. На фоне звона и скрежета стали звучат имена В.Шинкарева, Т.Новикова, О.Котельникова, М.Алексеевой, И.Сотникова, Ю.Молодковца, И.Васильевой и др. Выставка сопровождается  демонстрацией боя XVII в. на шпагах с дагами фехтмейстера Руслана Каприлова и клуба исторического фехтования «Парад-Рипост», а так же фильмом Бориса Казакова, где все действие подводит к заключительной сцене поединка.

 

 

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>