Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб




Поделиться

2005 / ПРЕССА / Публикации про СПбФК

Сразиться – красиво. 14.04.2005 (СПб Ведомости)

СПб Ведомости

Дата: 14.04.2005

 

Выпуск: СПб Ведомости

 

Автор: Ольга Шервуд

 

 

  «Спустя 380 лет после приезда д’Артаньяна в Менг часть населения Петербурга, которая прочла книгу «Три мушкетера», будет радостно взволнована открытием Санкт-Петербургского фехтовального клуба». Именно так заявили о себе авторы новой инициативы: изящно и ощутимо. И если элегантность присуща фехтованию по определению и особо отметить тут можно лишь известную толику самоиронии, приличную всему, а особенно затеям артистических людей, то насчет основательности надо высказаться соответственно. Петербург, напомнила собравшимся председатель клуба искусствовед Алина Туликова, родина отечественного фехтования: «рапирную науку» начали изучать в 1715 году по указу Петра I. С тех пор сия наука весьма прогрессировала, причем сразу в нескольких направлениях. Фехтование перестало быть смертельным делом, достигло парадоксальных вершин в спорте (зритель самостоятельно не способен определить победителя) и вошло в искусство как один из самых благородных и романтичных его мотивов, бесконечно обаятельных для нормальных людей любого пола и возраста. 

  В нашем городе традиции фехтования, конечно же, развиваются и приумножаются. Федерация фехтования Петербурга во главе с Михаилом Рыдником обеспечивает городу высокий международный престиж. 

  В Петербурге живет и работает легендарный спортсмен Виктор Жданович — первый советский олимпийский чемпион по фехтованию, еще два раза подтвердивший этот свой титул, пятикратный чемпион мира. Виктор Францевич почтил своим присутствием открытие клуба и всячески его приветствовал. Смысл инициативы прост и гениален. «Система, – сказал Жданович, – отодвигает людей от фехтования. Я бросил фехтовать, когда еще был полон сил, – видно, перестал быть интересен сборной страны, а другой уровень меня не интересовал. Но почему в теннис люди могут играть до шестидесяти лет, а фехтовальщикам продолжать свои любимые занятия негде – не в фитнес же клубе?».

 

  Виктора Ждановича поддержал главный тренер сборной Петербурга по фехтованию Вячеслав Ремизов: «Родители и дети, подростки и взрослые могут познавать красоту мира через фехтование. Надо постараться совместить спортивное фехтование с историческим и просто с «культурным досугом». Итак, спортсмены прошлых лет, артисты (объяснять не надо), все желающие любого воз раста ради удовольствия, поклонники исторического фехтования и, не смейтесь, французского языка и культуры, фанаты рапиры, шпаги и сабли как таковых – вот реальный и потенциальный контингент нового клуба. В его рождении уже приняли участие – кроме спортсменов Татьяны Ледневой, Михаила Шеремета, Руслана Каприлова и других (всех перечислить очень трудно, а уж их регалии и вовсе займут половину газеты) – писатель и художник «митек» Владимир Шинкарев, который подобрал девиз Ars Longa – Vita Brevis (тем, кто подзабыл латынь: искусство вечно – жизнь коротка); декоратор Андрей Дмитриев, который создал эмблему – две скрещенные рапиры; настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной протоиерей о. Константин (Смирнов) занимался фехтованием на сабле; народный артист России Юрий Стоянов, мастер спорта по фехтованию, саблист; профессор Академии художеств и Европейского университета Сергей Дэниэль: мастер спорта по рапире Владимир Иванов, постановщик фехтовальных сцен в «Дон Жуане» на сцене Театра имени Комиссаржевской… Как видим, действительно, деятели культуры и искусства берутся за шпаги, и все ассоциации, которые приходят вам в голову при этой фразе, правомерны.

 

  Тема благородного боя была всячески поддержана и произведениями искусства: у входа в галерею «Борей» гостей встречал заяц со шпагой – скульптура Петра Рейхета и несколько «фехтовальных фотографий», артисты разыграли сцену из «Сирано де Бержерака».

 

  А известный библиограф Евгений Белодубровский рассказал в кулуарах всем желающим о неком Лустало – учителе фехтования в доме Набоковых. Вероятно, именно он (как следует из писем Елены Владимировны, сестры писателя, к Наталье Ивановне Толстой) был прототипом фехтовальщиков в романах Набокова. Необыкновенный красавец – строение его тела просто поражало окружающих – этот Лустало иногда позировал перед студентами Академии художеств. Потом его имя фигурирует в письмах при упоминании учителя фехтования у Эренбурга. Тот ли самый это учитель, можно уточнить в Академии имени Лесгафта – там, по идее, должна быть его биография, поскольку Лустало завещал этому учреждению свой скелет. Скелет столь гармонично сложенного человека – большая ценность для науки… Осталось сказать одно. Поскольку город в принципе поддержал идею клуба, но помещение еще подыскивают, занятия по группам проходят в разных арендуемых залах. Если вы хотите стать членом клуба, следует оставить письмо со своими координа тами в специальном ящичке при входе в галерею «Борей». Вам позвонят. Цена занятий определяется самим фехтовальщиком по его возможностям. Что еще раз подтверждает принцип этого вида человеческой деятельности – честность и благородство.

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>