Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб




Поделиться

2017 / Дни фехтовальной культуры / ПРЕССА

То фехтование, которому учили Пушкина. 05.04.2017 (СПб Ведомости)

СПб Ведомости

Дата:  05.04.2017

 

Выпуск: СПб Ведомости 

 

Автор: Анастасия Долгошева

 

Мероприятие: Дни фехтовальной культуры

 

 

В Петербурге идут Дни фехтовальной культуры. Мы уже привыкли и к другим общедоступным затеям Санкт-Петербургского фехтовального клуба (Гранд Ассо и День фехтовальщика), и к его принципу «фехтование для всех» вне зависимости от ловкости, возраста и комплекции. В первый понедельник апреля клуб отметил день рождения (как помним, один гасконец въехал в Менг именно в первый апрельский понедельник) и направил письмо Алишеру Усманову. Он не только один из влиятельнейших людей в мире (по версии «Форбс»), но и мастер спорта по фехтованию, и без малого 10 лет – президент Международной федерации фехтования. У главы клуба Алины ТУЛЯКОВОЙ мы выяснили подробности.

 

– Алина, а что в письме к господину Усманову?

 

– Я лучше скажу, почему мы его написали. Алишер Бурханович ратует за привлечение широкого интереса к фехтованию, но в спорте все изменилось после введения электрофиксации: уже не то что публика – сам боец может не заметить укола. Зрелищным это не назовешь.

 

Нам кажется, интерес нужно привлекать через классическое фехтование – условно говоря, то, которое преподавали Пушкину в лицее и которое мы продвигаем уже 12 лет.

 

Но традиция классического фехтования, предтечи современного спорта, утрачивается. Еще есть ее носители, великие, у которых, что называется, «понимание в руках». Но им 80, 70, 65 лет. И, боюсь, линия может прерваться.

 

– Почему?

 

– Потому что сегодня упор делается на спорт, а не на физическую культуру (подчеркиваю слово «культура»). А в современном спорте не востребовано все многообразие фехтовальных приемов. Спорт сейчас ставит один приоритет – победу, схватка длится секунды. Виктор Францевич Жданович (трехкратный олимпийский чемпион. – Ред.) говорит, что раньше фехтование было как шахматы, а теперь – шашки, причем не стоклеточные, а «чапаевцы».

 

Спорт ушел от исторических корней фехтования, от сути боевого применения оружия. Один мастер (что интересно, американец) сказал: «Классическое фехтование – это не возвращение к прошлому, а возвращение к правде».

 

– И в чем правда?

 

– В том, чтобы показать красоту фехтования. Формально для победы достаточно было бы просто ткнуть шпагой навстречу. Но классическое фехтование – искусство, процесс, а не результат. Игра клинков, многочисленные защиты-ответы с целью обыграть противника, заставить его раскрыться, чтобы нанести решающий укол. Именно это интересно.

 

Это один из видов общения: можно наорать – и разговор окончен, а можно долго с увлечением беседовать. Но это «искусство диалога посредством оружия» просто вылетело из Олимпийских игр. Спортивное фехтование и «классика» – это разница мировоззрений, разница поведения, целей. Я не ругаю спорт – у него просто другие задачи.

 

Были ведь отличные мастера. Был Д,Ориоля (1928 – 2007, четырехкратный чемпион Олимпийских игр. – Ред.), которого Международная федерация фехтования назвала лучшим фехтовальщиком ХХ века – к слову, Ждановичу удалось его победить. Так вот, был Д,Ориоля, а потом пришли, как говорит Виктор Францевич, люди «со специалитетом». И вот Д,Ориоля становится в красивую стойку, а противник придумал такой фокус – контратака с наклоном туловища. То есть поражаемое пространство наклонено, голова наклоняется и дополнительно закрывает поражаемое пространство – попасть в него трудно. Смотрится некрасиво – зато победил.

 

Спорт открыт единицам. У нас преподает Михаил Шеремет (мастер спорта СССР по фехтованию на рапире. – Ред.): когда он пришел в спортивное фехтование, из всего набора 100 человек отсеялись 99. И жизнь в спорте короткая.

 

– Клуб общается с европейскими мастерами – а в Европе как дела обстоят?

 

– Мы сотрудничаем с движением, которое занимается историческим фехтованием. Это HEMA (Historical Europian Martial Arts). К нам приезжал президент Римской академии фехтования маэстро Франческо Лода, лучший фехтовальщик на шпаге с дагой (кинжал для левой руки. – Ред.), он сказал: «Я уважаю классическое фехтование и считаю, что оно должно занимать больше места. Но многие не понимают, что это такое». В Европе у многих тоже путается в головах фехтование как искусство и как спорт.

 

Вообще если тех, кто хотел бы заниматься фехтованием, считать за 100%, то к нам могли бы прийти 90%. Только 10% «интересны» спорту. Если к нам приходит ребенок младше 8 лет, и мы видим, что это талантище, – советуем попробовать в спорте. Но такой – большая редкость. Остальных либо не возьмут, либо быстро отсеют.

 

– Кто к вам приходит?

 

– В первую очередь дети. Причем в школе «Плащ и шпага» мы начинаем с занятий пластикой, с жонгляжа – чтобы восстановить координацию, потерянную в посиделках за компьютером. И только потом приступаем к фехтованию.

 

Занимаются ребята до 10-го класса, когда начинается напряженная подготовка к поступлению в вуз. Потом возвращаются уже студентами.

 

Приходят из кадетских классов; обратились из фонда «Милосердие и забота о детях Чернобыля» – с ними занимаемся.

 

В сентябре приходит много легкомысленной молодежи: чуть позанимаются, селфи сделают, в «Инстаграм» выложат – и на этом все кончается. Но некоторые остаются.

 

Есть взрослые романтики всех возрастов. Вот, пришел один человек с сыновьями, у которых уже свои дети. Они любят фехтование, но у них нет «спортивных результатов».

 

– Вы прорывались к властям Петербурга с проектом Дома фехтования. Что бы это было?

 

– По поводу Дома фехтования я и написала Алишеру Усманову. Сейчас наши культурные акции мы устраиваем то в одном месте, то в другом, самим фехтованием занимаемся в ДК Ленсовета, но взрослым можем посвятить только один вечер в неделю.

 

А в идеале должно быть «погружение в атмосферу». И ежедневные занятия, и места для зрителей, поскольку публичные поединки – тоже традиция с XVIII века: такой-то вызывает такого-то – и дамы с восторгом наблюдают. Должен быть лекторий: сейчас в разных странах фехтовальщики с учеными степенями пишут работы по истории фехтования, по практике. Например, Франческо Лода проводил у нас семинар по римско-неаполитанской школе: в Италии с приходом Наполеона восторжествовала французская школа фехтования, а в Неаполе сохранилась подлинно итальянская.

 

Профессор Карин Верелс, представитель Бельгии в международной федерации HEMA, ведет в Париже переговоры, чтобы историческое фехтование было внесено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Наше классическое фехтование тоже туда входит. Сейчас собираем документы: я в Публичке сижу, зарубежные единомышленники – в своих национальных библиотеках и университетах.

 

Дом фехтования – это отправная точка возвращения фехтования классического. Центр подготовки инструкторов для всей страны. Преемников.

 

За 12 лет фехтование вошло в культурную жизнь города: перед праздником День фехтовальщика меня уже комитет по культуре не отсылает в спорткомитет, все понимают, что это культурное мероприятие. Но помещения не дают. А нам при всем энтузиазме – не потянуть.

 

– Алина, если подытожить: с ваших слов, фехтование – такой, в общем, разговор по душам. Но вы ж не икебаны делаете, вы «разговариваете» посредством того, что ранит.

 

– Но жизни свойственны вызовы. Каждый вступает в единоборство с теми или иными препятствиями. Просто в нашем случае мы проявляем свои личные качества и улучшаем их при помощи оружия, а соперник требует от нас концентрации мысли, быстроты, точности.

 

Я это так и рассматриваю. Я всегда хотела научиться фехтовать, но не было возможности. Повела сына в кружок во Дворец пионеров, надеялась, что подсмотрю – ничего подобного: родители сидят у гардероба, смиренно ждут. Помню, когда наконец появилась возможность заниматься – какое это было счастье! Досадно только, что сейчас с этими организационными заботами на само фехтование уже сил не остается.

 

…Вы знаете, я бы так определила нашу главную задачу. В петербургской Академии художеств преподают в неизменном с XVIII века виде основы рисования – и мы должны сохранить основы фехтовального искусства. Вне зависимости от моды, правил и оборудования.

 

 

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>