Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб




Поделиться

2009 / Дни фехтовальной культуры / ПРЕССА

“Если надо уколюсь”. 03.04.2009 (Комерсант.ру)

Комерсант
Дата: 03.04.2009
Выпуск: Комерсант №59
Автор: Ольга Лузина

Мероприятие:

 

“Фехтование в искусстве” в галерее Navicula Artis

 

разминается Ольга Лузина

 

 

Сегодня фехтование олимпийский вид спорта. Единоборство с применением холодного оружия, причем наряду с рапирами и шпагами используют сабли, длинные палки и даже карабины. Спорт чрезвычайно искусственный: тело закрыто металлизированной одеждой, а поединком управляет электрический аппарат, регистрирующий уколы определенного давления. Никаких травм, но и никакой романтики. Где они, школьные драки на линейках и указках. Фехтование превратилось в бильярд. А ведь когда-то было изысканной гимнастикой для дворян: покрасоваться, кровь разогнать, осанку поддержать, придать грациозности манерам. Эту несправедливость давно и усердно исправляют многочисленные клубы исторического фехтования, стремящиеся вернуть интерес к самому утонченному и вежливому из боевых искусств. Один из них, Санкт-Петербургский фехтовальный клуб, претендует на лидерство не только громким названием, но и просветительской деятельностью: уже несколько лет массово отмечает День фехтовальщика, устраивает поединки на пленэре и помимо мастеров спорта и актеров активно привлекает художников. А теперь собирает из их работ выставку, приуроченную к знаменитой литературной дате: в первый понедельник апреля 1625 года темпераментный шевалье Д’Артаньян въехал в городок Менг на рыжей бесхвостой кляче, немедленно нарвался на кардинала Ришелье и влетел в самый эпицентр придворных интриг.

 

На выставке сойдутся в галантном обмене уколами митьки и воспитанники Академии художеств, фотографы и скульпторы, а также собственно фехтовальщики: на экране покажут фильм Бориса Казакова “Стрекозы” со сценой поединка, а гостей вернисажа обещают развлечь боем на шпагах с дагами (короткими кинжалами для левой руки) в традициях XVII века, — состязание фейхтмастеров, скорее всего, выплеснется из галерейной комнаты на видавшую виды лестницу Пушкинской, 10. В экспозицию включены старинные гравюры Джеймса Гвинна из трактата по фехтованию Доменико Анджело, итальянского мастера XVIII века, благодаря которому боевое искусство шпаги было признано ценной спортивной дисциплиной, но в основном представлены современные вариации на тему дуэли. Психологический этюд идеолога митьков Владимира Шинкарева “Неравный бой” написан по мотивам американского фильма 1923 года “Скарамуш”: романтически растрепанный герой сражается с элегантным господином в напудренном парике, и об исходе поединка нетрудно догадаться по уверенно-небрежной позе последнего. Владимир Соловьев, тоже из митьков, картиной “Кэндо” признается в пристрастии к фехтованию мечом и самурайским принципам ведения боя. Петр Рейхет, когда-то обличавший китобойный промысел, живописует “Смерть поэта”. Битвы и всадники соседствуют с натюрмортами с оружием и доспехами, напоминающими воинские трофеи в архитектурном декоре классицизма; среди рыцарей, шлемов и булав выделяется скульптура архангела Михаила. Ну да, не все же о дуэлях, надо и о душе подумать. И об аптечке. Нынешнее неолимпийское фехтование походит на современное искусство: зрелищно и травмоопасно.

 

Галерея Navicula Artis, с 6 до 12 апреля

 

 

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>