web analytics
Comments (2)

Сергей Мишенёв

ОЛИМП И КЛАССИКА. ДВА ФЕХТОВАНИЯ

Недавно, на одной из презентации Академии Боевых и Воинских Искусств, меня представили как основателя нового вида спорта. Под новым видом спорта, составители релиза подразумевали классическое фехтование. И, по большому счету, мне с ними и не поспорить. Действительно, в современной классике, которую я, волею судьбы, возглавляю, присутствуют все необходимые современному спорту компоненты: лицензированная методика, зарегистрированные правила соревнований, собственно, сами соревнования, при чем – уже со своей историей… И, в тоже время, какая-то нестыковка, какое-то противоречие между классическим и спортивным (олимпийским) фехтованием ощущается, присутствует. Недаром, излюбленным вопросом всех журналистов за последние годы стал вопрос: чем отличается классическое фехтование от спортивного?

А действительно, чем?

Конечно, на этот вопрос есть целый набор совершенно очевидных ответов. Все они касаются правил проведения соревнований, которые существенно расходятся по очень многим пунктам. Но отвечая на этот вопрос уже, наверное, не одну сотню раз, я всегда ощущал явную недостаточность простого конфликта правил. Разница, о которой мы говорим, кренится гораздо глубже!

Характерно, что многие зарубежные преподаватели ретро-фехтования уже потрудились над созданиями собственных определений. Если суммировать мнения десятка ведущих специалистов, легко заметить, что основной мотив различия они находят в потенциальной возможности боевого применения своего искусства. То есть, классик, по мнению этих уважаемых авторов это, априори, боец, а спортсмен – игрок. В общем и целом, эта аргументация тоже по-своему безупречна. Действительно, классическое фехтование изначально имело своей целью сохранение жизни адепта и реальное поражение (обезоруживание, ранение, убийство) оппонента, а спортивное – набор конкретного игрового преимущества в счете с хорошей методологической закваской на базе «быстрее, выше, сильнее».

То есть, разница у нас теперь не только в правилах соревнований, но и в первоначальных целевых признаках вида. И, как следствие – более очевидными становятся различия в технике управления оружием, в тактике боя и в методике преподавания.

Однако, и при таких аргументах тема разности и своеобразия принципиально разных видов фехтования оказывается еще не исчерпана! И, более того, у пытливого исследователя (читателя, журналиста) возникают еще и дополнительные вопросы! Например: если классическое фехтование, изначально создано для сугубо боевых целей, то сейчас, когда оно по назначению не используется, насколько точна и подлинна та самая классика, о прикладной значимости которой мы заявляем так решительно? Не является ли современное классическое фехтование не классикой, на самом деле, а своеобразным классицизмом, более-менее точным подражанием подлинному и уже не достижимому образу?

Да простят меня мои зарубежные коллеги, но, должен признать, в большинстве случаев это действительно так. И классика, реконструированная на основе старинных учебников фехтования, в практике сегодняшнего дня действительно является, скорее, классицизмом. Ведь одной из самых главных черт подлинной классики 18 и 19 веков был постоянный рост, прогресс, развитие. А не консервация. И это не смотря на целые комплексы обязательных канонических движений!

Но тогда, какой же может (должна) являться современная классика? А такой же, какой она была всегда, то есть – подвижной, растущей, прогрессирующей. Конечно, при традиционном для нее условии сохранения обязательных двигательных и духовных канонов. Определение этих канонов – отдельный и, скорее всего, непопулярно-научный разговор. Но зато понимание возможности (и необходимости!) прогресса в классике открывает широкие возможности для ее реализации в современном мире. В том числе, через соревновательную практику, через идеалы здорового образа жизни, через спорт! Пусть классическое фехтование и не олимпийский вид спорта, но, похоже, что всем спортивным требованиям эта дисциплина отвечает.

Но, все-таки, есть одна деталь, которая никогда не позволит подлинной классике трансформироваться в подлинный современный спорт высших достижений. Именно эта деталь формирует категорическую границу между олимпийским фехтованием и классическим. И касается эта деталь возрастной принадлежности.

Каков средний возраст современного спортсмена фехтовальщика? Ответ прост – 20 – 30 лет. Спортсмены высокого класса фехтуют до 35, это уже почти пограничное состояние. Собственно, тут уже рукой подать до первой ветеранской категории – она наступает в 40 лет. Но объективно, до сорока из спортсменов дотягивают немногие.

Ну, допустим, дотянули. И в 40 лет, спортсмен переходит в свою первую ветеранскую категорию. Однако, это вовсе не означает, то теперь он находится в более престижном статусе! Ветеранский спорт выделен в особую категорию не потому, то ветераны сильнее своих молодых коллег, а потому лишь, что они явно слабее! И, как следствие, ветеранский спорт окружен у нас стереотипным обывательским почетом, сродни пенсионному. Именно поэтому, многие спортсмены (полные сил, здоровые сорокалетние мужики) не продолжают свою спортивную карьеру. Не нравится им быть ветеранами!

Это, впрочем, лирика. А реалии нашего спорта таковы, что все методики, все педагогические программы, все тренировочные макро и микро циклы, все олимпийское направление без исключения рассчитано на кратковременное достижение наивысшего результата в оптимальном возрастном периоде молодого спортсмена. При этом методики обучения фехтованию, в современных спортивных школах, рассчитаны исключительно на детей! И, в контексте спорта высших достижений, именно такая парадигма является наиболее выигрышной. То есть – современное олимпийское фехтование это фехтование для детей и юношества, с заведомо оптимальными показателями для 20 – 30 летних спортсменов.

Ну а классика? Исторически сложилось так, что классическое фехтование существовало, прежде всего, для защиты жизни и чести представителей определенного социального слоя. А феномен защиты жизни и чести с оружием в руках не знает возрастных ограничений. Вот и возникла объективная ситуация, при которой аристократы (основная масса носителей классического мастерства) практиковали свое искусство как пожизненное. Любой аристократ прекрасно понимал, что и в 50 лет судьба запросто может свести его в равном бою с 25-летним крепким и быстрым бойцом. Именно потенциальная применимость фехтования в любом возрасте и против любого противника, позволила возникнуть уникальному набору многолетних методик развития индивидуального мастерства. Здесь, кстати, парадигма «быстрее, выше, сильнее» отходит на второй план, уступая место более солидным формулам. Может быть, так: «точнее, тоньше, умнее». И именно эта, долгоиграющая история выделяет классическое фехтование в особую, вневозрастную категорию. Или – в категорию фехтования для взрослых.

Поэтому, если мне в школу приходят родители, желая направить к нам своих отпрысков, то я, прежде всего, переадресую их в спортивные школы, которые действительно ориентированы на детей.

А вот самим родителям, я предлагаю остаться именно у нас.

 

Некоторые принципиальные различия техник классического и спортивного (олимпийского) фехтования.

Классическое   фехтование Спортивное   фехтование
На выпаде задняя стопа жестко прижата к полу. На выпаде задняя стопа скользит по поверхности   поля боя вперед.
Техника ног ограничена одиннадцатью приемами (из   них шесть базовых). Техника ног может быть более разнообразна, за счет   активного использования полувыпадов и шаговых комбинаций.
Левая рука работает в действиях на оружие и на   дополнительных защитах. Использование левой руки для защит и действий на   оружие категорически запрещено.
Вытягивание вооруженной руки осуществляется только   за счет локтя, для обеспечения большей жесткости держания оружия. Вытягивание вооруженной руки увеличивается за счет   включения плечевого сустава, для обеспечения большей длинны атаки.
Искусственные ограничения правилами сведены к   минимуму. Очень большие искусственные ограничения правилами.
Доминанта традиционного двигательного канона над техническими   «своизмами». Свободное отношение к техническим канонам. Поиск   индивидуальных технических и тактико-технических элементов.
Приоритет фразового фехтования. Приоритет одного действия.
Идейная ставка на богатый и разнообразный   технический арсенал. Идейная ставка на «коронку».

 

2 комментария на «“Мишенёв Сергей «ОЛИМП И КЛАССИКА. ДВА ФЕХТОВАНИЯ»”»

  1. Анастасия:

    Здравствуйте, Сергей!
    Мой вопрос по поводу возрастных ограничений. Очень захотелось вновь заняться фехтованием, уже осознанно (в детстве несколько лет было этому посвящено, но достаточно бестолково, тренировки из серии «шаг-укол-выпад» три раза в неделю и этим, практически, всё ограничивалось). Но это было давно. Насколько возможно в сорок лет «найти себя обратно» в этом виде — не спорта, нет, а именно самовыражения? И, самое главное, где. Заранее спасибо за ответ.

  2. Здравствуйте!
    Мы стараемся преподавать фехтование БЕЗ возрастных ограничений.Во всяком случае, 40 лет это уж точно не препятствие! Тем более — в мире фехтовального самовыражения.
    Наши занятия проходят на Васильевском острове. Пожалуйста, звоните 8(921)9510127 и начнем заниматься!
    С уважением, Сергей.

Добавить комментарий

© Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб 2005 – 2017

Powered by WordPress