web analytics
Comments (0)

 ЗВОН КЛИНКОВ В ПЕТЕРБУРГЕ

 Они говорят: «Фехтование – не шахматы, здесь думать надо! Причем быстро».
Члены Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба – самые большие романтики в городе, они вооружены и прекрасны.

Алина Николаевна Тулякова, председатель СПбФК (fencing-club.ru), фехтованием занимается уже лет десять: историческим фехтованием можно начинать заниматься в любом возрасте, и это еще одно его отличие от спортивного. Инженер по первому образованию (выпускница университета путей сообщения, работала в «Ленгипротрансе», проектировала путепровод в Автово) и искусствовед – по второму, эта хрупкая женщина больше всего любит махать двуручным мечом. – Он настолько красиво идет! – восхищается она. – Кстати, то, что экскурсоводы рассказывают в музеях, даже в Эрмитаже, про тяжесть мечей, не совсем верно. Они не такие уж и легкие, но и не 10 килограммов, конечно, весят. Может быть, не более четырех. Но ведь когда меч используется, прибегаешь к помощи силы инерции, получается даже какой-то танец! И вы знаете, что раньше был один учитель для преподавания фехтования и танцев?
Мы сидим в коридоре Музея печати. Алина Николаевна ненадолго отвлеклась от выставки, чтобы провести для меня краткий исторический экскурс.
– Так сложилось, что с 1913 года во всем мире фехтование стало развиваться как спортивная дисциплина. А спортивное фехтование достаточно условно, оно априори безопасно. К примеру, там есть понятие «обоюдный укол»: оба противника защищены, оба «поражены», а победа присуждается тому, кто на доли секунды опередил другого. Все это очень далеко ушло от реального фехтования: если вас пронзили, не важно, как быстро это сделано и поражен ли также противник. И к 1980-м годам в среде самих спортсменов возник интерес к историческому фехтованию, к разным видам оружия.
Рапира – легкая, ею управляют пальчиками, это азбука фехтования. Говорится так: «И учит легкая рапира тяжелым овладеть мечом». В XIX веке, когда фехтование не носило практического характера и считалось изысканным время-препровождением, именно рапиры подняли его на небывалую высоту. Шпагой можно нанести и колющие, и рубящие удары, она погрубее. Сабля тем более…
Спортсмены стали изучать фехтование по трактатам, старинным книгам, восстанавливать приемы боя, сами изготавливать оружие, как в старину. Они захотели вернуть правду, потому что, как определил Мольер, фехтование – это искусство наносить уколы, не получая их. Так появились наши первые фехтмейстеры…
А заслуга возникновения клуба принадлежит самой Алине Николаевне.
– Я с пятого класса болела мушкетерами. (Ах, какое это было чувство, когда много позже я приехала в Париж, прошлась по Лувру, заглянула в покои Людовика XIV, постояла у дома Д’Артаньяна!..) Больше всех мне нравился Атос, но когда мы с друзьями делили роли, называли меня только Арамисом. И до сих пор это так, у меня даже есть знакомый Портос, мы так и приветствуем друг друга. – рассказывает она. – Итак, я хотела фехтовать, но не хотела заниматься спортом… Однажды прочитала, что в ДК им. Ленсовета есть кружок. Я отзанималась два года, даже получила корочку. И тогда решила организовать клуб, который бы объединял всех, кому фехтование по душе.
Чтобы стать членом клуба, необязательно даже заниматься фехтованием (хотя у нас несколько коллективов, которые как раз учат этому). К примеру, мы проводим выставки картин на профильную тему и День фехтовальщика, когда каждый может подойти, подержать оружие в руках и даже сразиться им. Знаете, это один из немногих праздников, который родился «снизу». Наверное, это было востребовано. Все на него собираются, как будто на свой день рождения… Я считаю, такое внимание не случайно.
Мы возвращаем мир фехтования, который был утерян. Холодное оружие, благородство, романтика… Ведь фехтование – это очень ценная вещь, оно одинаково формирует и тело, и душу. Человек становится более ловким, изящным, сильным, учится принимать мгновенные решения, координация движений дает ему возможность лучше ориентироваться. К тому же если человек сильный, он не будет обижать слабого. Это как умный фитнес, движение в сочетании с мыслью… И прекрасное средство от плохого настроения! Вера КИЗИЛОВА

Вечеринка

День фехтовальщика – это и театр, и карнавал, и приключение. В 2012 году он был посвящен победе в войне 1812 года.
На пляже у Петропавловской крепости, на сцене под открытым небом, выступали мушкетеры со шпагами, ковбои со шпагами и даже женщины ковбоев со шпагами. Они не только фехтовали, но еще и танцевали, устраивали мини-спектакли.
В толпе можно было увидеть «графов», «пэров» и «сэров» с фото- и видеотехникой.
С колоритной компанией, состоявшей из мужчины а-ля Портос в светском наряде, некоего вельможи и юного виконта все старались сфотографироваться. Владимир-Портос рассказал, что он – бывший военный, Францией XVII века увлекается для души, оружие делает сам, костюмы тоже. Если надо, то может и подраться, а вообще-то на фестиваль пришел встретиться с друзьями. Исторический костюм стоит немалых денег. Во-первых, требуется выкройка, во-вторых, аутентичные материалы, в-третьих, навык ручной работы. Оружие тоже не бутафорское, оно из шведской стали, абсолютно соответствует канону – до миллиметра, до грамма.
Увлекаться всем этим могут только люди, действительно влюбленные в историю, причем не безответно.
Кстати, мода сейчас очень романтична (ах, эти бриджи, в них так удобно фехтовать!). Так что самое время для восстановления искусства фехтования.

Газета для пассажира «СТРЕЛА» 
№ 25 (816) от 20 июня 2012
Кизилова Вера
ЗВОН КЛИНКОВ В ПЕТЕРБУРГЕ
www.gazetastrela.ru

 

Добавить комментарий

© Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб 2005 – 2017

Powered by WordPress