web analytics
Comments (0)

Росбалт
Хлобыстин Андрей»Афиша»
Лузина Ольга.»Ъ-Санкт-Петербург»
Infox.ru.Чувиляев Иван
НТВ. Кобылков Алексей

ХЛОБЫСТИН АНДРЕЙ
КИСТЬ И ШПАГА
Авторский вариант статьи о выставке «Фехтование в искусстве».
Опубликовано в журнале «Афиша» раздел Рецензии: «Поигрывание мускулами лучших художественных сил»
31 марта 2009 года

Валькирия, ласкающая берсерка после его разминки на утренней мясорубке в Валгалле; Жанна Д’Арк, поднимающая своих капитанов на приступ Турели; Лариса Рейснер, ведущая матросов-анархистов на апроприацию: в истории высокий смысл кровавой сече сплошь и рядом придает женщина. Она же, варя борщ, управляет отупевшим от безволия и отчужденным от оружия современным казаком. Эта отчужденность мужчин от Меча – символа независимости, героизма и правосудия, от походных авантюр и охотничьей романтики имеет далеко идущие последствия в психическом состоянии общества. Женщина все равно пройдет свое посвящение через деторождение, но юношеский вертикализм,  начинающийся с игры в солдатики, «Тремя мушкетерами» и «парусами «Крузенштерна» так и не завершается инициацией во взрослую ответственность. Шпаги звон быстро меняется на звон бокала, а там «пара-пара порадуемся» и вся воинская куртуазность отдается на откуп Боярскому, гардемаринам и «кадетству». Галантно-аристократические Сирано с Дон Кихотом давно задвинуты молодежным экстримом и компьютерными «мочилками». На компенсирующую роль претендует деятельность расцветающего ныне движения военно-исторических и патриотических клубов, зародившееся еще в эпоху застоя на истфаке ЛГУ в кружке «бонапартистов». В этой ситуации Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, возглавляемый подвижницей Алиной Туляковой занимает особое место. Во-первых, потому, что базой для них является именно искусство фехтования, а не пуговица на реконструированном костюме ряженного. Во-вторых, Алина, с 1980-х годов ставшая заметной фигурой арт-сцены, настойчиво подчеркивает отличие искусства классического фехтования от спорта, который сравнивает с коммерческим ремеслом художников — «профессионалов». Как в живописи, музыке, кулинарии, любви – в искусстве боя удачливые специалисты ныне повсеместно пытаются подменить фигуру гения. Четвертый день рождения Клуба, традиционно справляемый в первый понедельник апреля, когда шевалье Д’Артаньян эффектно въехал в город Менг, Алина отмечает выставкой «Фехтование в искусстве», к которой привлечены лучшие художественные силы. Помимо гравюр из учебника по фехтованию XVIII в. Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн) экспонируются произведения живописи, графики и скульптуры в большинстве своем сделанные специально к выставке. На фоне звона и скрежета стали звучат имена В.Шинкарева, Т.Новикова, О.Котельникова, М.Алексеевой, И.Сотникова, Ю.Молодковца, И.Васильевой и др. Выставка сопровождается  демонстрацией боя XVII в. на шпагах с дагами фехтмейстера Руслана Каприлова и клуба исторического фехтования «Парад-Рипост», а так же фильмом Бориса Казакова, где все действие подводит к заключительной сцене поединка.
http://www.afisha.ru/exhibition/54332/Андрей Хлобыстин

ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ И  «ФЕХТОВАНИЕ В ИСКУССТВЕ» ПОКАЖУТ НА ПУШКИНСКОЙ,10
Росбалт,19/03/2009. Новости.11.39

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 марта. В понедельник, 6 апреля, в 16 часов в петербургской галерее Navicula Artis на Пушкинской,10 откроется выставка «Фехтование в искусстве», сообщают «Росбалту» организаторы выставки.
Посетителям будут представлены живопись, графика, скульптура, фотографии. В экспозиции — гравюры из учебника по фехтованию XVIII века Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн), работы Тимура Новикова, Андрея Дмитриева, Владимира Шинкарева, Марины Алексеевой и других.
В рамках вернисажа пройдет бой образца XVII века на шпагах с дагами, демонстрация фильма Бориса Казакова «Стрекозы», пресс-конференция, посвященная ежегодному петербургскому празднику «День Фехтовальщика» (пятый День фехтовальщика состоится 24 мая 2009 года в Петропавловской крепости).
Традиционно днем рождения Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба считается первый понедельник апреля, когда знаменитый шевалье Д’Артаньян столь эффектно появился в городке Менге. СПбФК – первая и единственная организация, объединяющая самых разных людей по одному общему признаку: любви к искусству фехтования. Ее членом может стать каждый, кто занимается или хочет заниматься фехтованием, интересуется историей «искусства защиты», любит холодное оружие, ценит ум и красоту фехтовальной науки, чей слух ласкает звон клинков, кто понимает непреходящую ценность искусства фехтования.
В нынешнем году Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб отметит свое четырехлетие.

ИВАН ЧУВИЛЯЕВ
ПЕТЕРБУРЖЦЫ СМОТРЯТ «фЕХТОВАЛЬЩИКОВ»
/Infox.ru/опубликовано 7 апр ‘09 17:28

В понедельник в петербургской галерее Navicula artis открылась выставка «Фехтовальщики». Кураторы попытались разыскать в работах современных художников рыцарей плаща и шпаги.
Navicula от прочих галерей, расположившихся в знаменитом арт-центре «Пушкинская, 10», уже давно отличается совершенно не свойственной этому арт-центру политикой. В ней с готовностью выставляют не только бородатых «братушек» из старой гвардии отцов «Пушкинской», но и посторонних художников различной степени актуальности. Иногда галерея оказывается в центре внимания, как год назад, когда Григорий Ющенко показал тут свою «Рекламу наркотиков», нарисованную на афишах. А «Пятый канал», если кто забыл, приволок зачем-то шансонье Елену Ваенгу, и она учинила скандал. Одним словом, «Навикула» не дряхлеет, в отличие от своих соседей, и старается по возможности держать нос по ветру. И в плане того, что выставлять, и в том, как это делать.
Вот и теперь галерея, кажется, перенимает практику Русского музея: сделала выставку-ретроспективу. Естественно, в своих масштабах. В Русском все размашисто: «Дорога в русском искусстве», а тут выбрана вполне камерная тема — фехтование. Но есть у нее помимо камерности еще одна особенность. Уж больно она странная. Возникает законный вопрос: почему именно фехтование в современном искусстве, а не футбол, например. Ответ прост, и, может быть, он кого-то даже разочарует. Выставку посвящают дню рождения вполне конкретного Санкт-Петербургского фехтовального клуба. Но концепции, в общем-то, из таких вот примитивных вещей и рождаются. Могла она появиться и здесь — были все шансы. К тому же и дата для выставки была выбрана остроумно. Если вспомнить Дюма, именно в первый понедельник апреля началось действие «Трех мушкетеров».
«Фехтовальщики» изначально имели все шансы стать маленькой главой из энциклопедии современного отечественного искусства. И язвить над выставкой, сравнивая ее, скажем, с концертом ко дню милиции, не стоит. Тут налицо серьезная кураторская работа, и цель — вовсе не рассказать о том, как опасна и трудна служба человека с рапирой, а создать цельную, гармоничную и законченную главку из этой самой энциклопедии. Тут есть и неоклассицист Тимур Петрович Новиков, и его сподвижник Олег Котельников, и близкий к их кругу нынешний священник Иоанн Сотников, и «митек» Владимир Шинкарев, и еще многие-многие другие. Если бы не выставка, даже поклонник современного искусства не вспомнил бы ни шинкаревского «Неравного боя», где шевалье в белых париках и белых рубашках на белой земле дерутся на белых рапирах, ни новиковскую «Железную маску». Что лишний раз подтверждает, что сам образ фехтовальщиков живет в современном искусстве, хотя и не является особенно ярким и важным.
Казалось бы, тут чистое раздолье для куратора. Сидеть, копаться в коллекциях, вызволять забытые работы известных художников, подходящие по формату, и грамотно выстраивать из них цельную экспозицию. Вот с последним в «Навикуле» как раз возникли проблемы. Работы нашли. Фехтовальщиков не обидели. А выставка, тем не менее, оставляет посетителя хладнокровным. Единственная реакция: «Надо же, я и не замечал у Новикова этой работы!» Уж слишком тут все пущено на самотек. Уж слишком много доверия шпаге как образу. Хотя образ-то и не складывается. Есть художники и фотографы, есть фехтовальщики, есть даже старинные гравюры из трактата по искусству владения рапирой. А в единую полноценную картину это все не соединяется, работы остаются заезжими гастролерами. И уж очень сильно ощущается, что сначала появилась идея как таковая, и уже потом под нее подгоняли все остальное. А может, просто «Навикула» в ретроспективах не очень поднаторела — дальше что-нибудь толковое выйдет. Ко дню милиции как раз и поспеют.

http://www.infox.ru/afisha/show/2009/04/07/fencing_print.phtml

ЕСЛИ НАДО УКОЛЮСЬ «Фехтование в искусстве» в галерее Navicula Artis
разминается ОЛЬГА ЛУЗИНА
Коммерсантъ Санкт-Петербурга»Weekend». Приложение, №59 (4114), 03.04.2009

Сегодня фехтование олимпийский вид спорта. Единоборство с применением холодного оружия, причем наряду с рапирами и шпагами используют сабли, длинные палки и даже карабины. Спорт чрезвычайно искусственный: тело закрыто металлизированной одеждой, а поединком управляет электрический аппарат, регистрирующий уколы определенного давления. Никаких травм, но и никакой романтики. Где они, школьные драки на линейках и указках. Фехтование превратилось в бильярд. А ведь когда-то было изысканной гимнастикой для дворян: покрасоваться, кровь разогнать, осанку поддержать, придать грациозности манерам. Эту несправедливость давно и усердно исправляют многочисленные клубы исторического фехтования, стремящиеся вернуть интерес к самому утонченному и вежливому из боевых искусств. Один из них, Санкт-Петербургский фехтовальный клуб, претендует на лидерство не только громким названием, но и просветительской деятельностью: уже несколько лет массово отмечает День фехтовальщика, устраивает поединки на пленэре и помимо мастеров спорта и актеров активно привлекает художников. А теперь собирает из их работ выставку, приуроченную к знаменитой литературной дате: в первый понедельник апреля 1625 года темпераментный шевалье Д’Артаньян въехал в городок Менг на рыжей бесхвостой кляче, немедленно нарвался на кардинала Ришелье и влетел в самый эпицентр придворных интриг.
На выставке сойдутся в галантном обмене уколами митьки и воспитанники Академии художеств, фотографы и скульпторы, а также собственно фехтовальщики: на экране покажут фильм Бориса Казакова «Стрекозы» со сценой поединка, а гостей вернисажа обещают развлечь боем на шпагах с дагами (короткими кинжалами для левой руки) в традициях XVII века, — состязание фейхтмастеров, скорее всего, выплеснется из галерейной комнаты на видавшую виды лестницу Пушкинской, 10. В экспозицию включены старинные гравюры Джеймса Гвинна из трактата по фехтованию Доменико Анджело, итальянского мастера XVIII века, благодаря которому боевое искусство шпаги было признано ценной спортивной дисциплиной, но в основном представлены современные вариации на тему дуэли. Психологический этюд идеолога митьков Владимира Шинкарева «Неравный бой» написан по мотивам американского фильма 1923 года «Скарамуш»: романтически растрепанный герой сражается с элегантным господином в напудренном парике, и об исходе поединка нетрудно догадаться по уверенно-небрежной позе последнего. Владимир Соловьев, тоже из митьков, картиной «Кэндо» признается в пристрастии к фехтованию мечом и самурайским принципам ведения боя. Петр Рейхет, когда-то обличавший китобойный промысел, живописует «Смерть поэта». Битвы и всадники соседствуют с натюрмортами с оружием и доспехами, напоминающими воинские трофеи в архитектурном декоре классицизма; среди рыцарей, шлемов и булав выделяется скульптура архангела Михаила. Ну да, не все же о дуэлях, надо и о душе подумать. И об аптечке. Нынешнее неолимпийское фехтование походит на современное искусство: зрелищно и травмоопасно.
Галерея Navicula Artis, с 6 до12 апреля

http://www.kommersant.ru/doc/1147585

АЛЕКСЕЙ КОБЫЛКОВ
ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ ВОСПЕЛИ ЖИВОПИСЦЫ
НТВ. Новости культуры
07.04.2009 | 14:29
На Пушкинской улице, 10 открылась любопытная выставка, на которой фехтовальный клуб поздравили с четырехлетием.
Каждый год в первый понедельник апреля они с друзьями берут в руки клинки, а друзья друзей кисти, кто-то глину или карандаши.
На Пушкинской улице, 10 открылась действительно любопытная выставка. Петербургский андеграунд поздравил с четырехлетием фехтовальный клуб.
Что из этого вышло, увидел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
Со шпагой в руках, немножко похожая на героя компьютерной игры, организатор выставки Алина Тулякова рассказывает,
что фехтует недавно и для нее это вовсе не спорт.
Алина Тулякова, организатор выставки: «Это спорт, это тяжелая профессия. Ей нужно отдать всю жизнь, а иначе негде фехтовать. А я хочу фехтовать в гостиной, дома, с друзьями. У меня абсолютно другой подход. Мне нужно биться за медали».
Для художников выясняется, это в последнюю очередь спорт. Ника, она же Елена Богданова, решила для себя, что это танец.
Ника, художница: «Как только мне Алина предложила участие в выставке, у меня сразу щелкнуло в голове эта тема. То есть то, как фехтуют балетные».
Олег Евгеньевич Котельников Д’Артаньяна не любит, к фехтованию относится без трепета, что видно. И с удовольствием рассказывает анекдоты о трех богатырях и трех мушкетерах.
Олег Котельников, художник: «Кто-то из них первый, кто-то второй входит, решили разобраться. Два лидера вышли. Крики, визг, удары. Входит богатырь и, отряхивая палец, говорит: „Ах, он, чуть проволокой глаз не поцарапал“».
Это гравюры из учебника по фехтованию XVIII века Доменико Анжело. Уже тогда он выдержал семь переизданий. Но сегодня, конечно, имеет не утилитарную, а художественную ценность. Так же как, например, полотна Ивана Сотникова.
Фехтовальщики могут выглядеть очень по-разному. Единственное, что их объединяет, — это шпага в руках и, как правило, достаточно изящный вид. Тому, кто не обладает ни тем, ни другим, здесь предлагают просто любоваться на них.
Сегодня любовались и настоящими фехтовальщиками. После чего один из художников Андрей Хлобыстин заметил, что и фехтование, и живопись — это по сути одна и та же каллиграфия, искусство красивых и точных движений. Сравнение было изящным, Ивана Сотникова на выставке не было. В общем, возражать никто не стал.

Добавить комментарий

© Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб 2005 – 2017

Powered by WordPress