web analytics
Comments (0)

Дрались по-товарищески

В атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости состоялось то, что по-французски звучит коротко, как финт шпагой, «ассо», а по-русски пока произнесешь, с десяток ударов получишь – «свободные поединки фехтовальщиков». В наших интересах выучить французский термин.


Выучить по-французски – это даже справедливо: первыми учителями фехтования в Петербурге были французы. И «Гранд Ассо» (так назывался минувший петербургский праздник) – тоже явление парижской жизни, продержалось аж до начала ХХ века.
Экскурсоводы в Комендантском доме напряглись: такой шум в музее! Лязг металла, гул голосов, старинная музыка (открывал праздник и вовсе «первый петербургский шарманщик» – Кирилл Миллер).
Мушкетеры будто в рапиде отрабатывали удары; смельчаки из публики вызывали на бой мастеров (мастера не пострадали); дети размахивали безопасными мечами (дети тоже никого не покалечили – руководил процессом профи Николай Прокопьев).
Изучив источники XVI – XVII веков (Агриппу и Капоферро), студия «Силуэт» показала поединок на тяжелых шпагах и дагах. Студия «Флер де Фер» демонстрировала ренессансное фехтование, клуб «Парад-Рипост» (руководитель Руслан Каприлов) давал мастер-класс по владению шпагой XVI – XVIII веков, а те, кому оружие не по нутру, могли научиться элементам контрданса или испанского вальса у участников ансамбля «Венто дель темпо».
У собравшихся была редкая (да что там – уникальная) возможность увидеть номер, с которым фехтмейстер Сергей Мишенев и его товарищи взяли «золото» на открытом кубке по арт-фехтованию в Германии и «серебро» чемпионата мира по арт-фехтованию. «На сладкое» мишеневцы показали технику польской крестовой школы сабельного фехтования – эту технику им лично передавал знаменитый польский знаток Януш Синявский (к слову, сабельные бои в идущей сейчас в кинотеатрах «Уланской балладе» с Сергеем Безруковым ставил именно он).
Ближе к вечеру дрались уже по-настоящему. Никаких шляп с плюмажами: маски, колеты; на колетах – алые сердечки, как изображено на старинных картинах, – сейчас это символ классического фехтования. В поединках сошлись представители разных петербургских школ – 26 человек дрались за главный приз, рапиру, выполненную по образцу златоустовской рапиры 1827 года. Бились левши и правши; парни и девушки.
Публики в атриуме набралось порядком – значит идея, которой одержим главный организатор, Санкт-Петербургский фехтовальный клуб, жизнеспособна. Идею объясняет руководитель Фехтовального клуба (и это, кстати, дама) Алина Тулякова: тут не спортивное фехтование, а классическое; практической выгоды от него никакой, как от любого искусства; это не работа – это игра на интерес.
– Но мы показываем, насколько важен досуг для человека, – продолжает Алина. – В бар пойти или в кино – думать особенно не надо, а чтобы по-настоящему организовать свой досуг, нужно быть все-таки образованным, и тогда тебя выведет именно на нужное тебе занятие.
«Гранд Ассо», как и проходящие ежегодно День фехтовальщика и Дни фехтовальной культуры, – ликбез на предмет того, как можно удлинить, расширить и углубить собственную жизнь: чуть занялся фехтованием – запал на историю холодного оружия – начал разбираться в старинных костюмах. Это не говоря о главном – круге друзей, который приобретаешь, совершенно особенных людей.
…Приз зрительских симпатий взял Сергей Кондратюк. А златоустовскую рапиру с собой унес Алексей Перков.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ Дрались по-товарищески
Выпуск  № 228  от  26.11.2012
Анастасия ДОЛГОШЕВА

 

 

Добавить комментарий

© Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб 2005 – 2017

Powered by WordPress