Легко ли перенестись из 21-го столетия в век 17-й, когда кавалеры воспевали дам в серенадах и носили у пояса шпагу, а придворные интриганы плели интриги вокруг трона? Легче лёгкого, если открыть исторический роман и погрузиться в увлекательное чтение. А чтобы герои со страниц книг поскорее оживали в воображении читателя, фотохудожник Антон Ярко создаёт красочные иллюстрации в стиле живописи Эпохи Возрождения на основе портретов реальных людей в замысловатых исторических костюмах. Более того, все эти образы созданы с нуля, то есть не являются подражанием каким-либо ранее существовавшим книжным персонажам или героям фильмов. Вот об этом мы вам и расскажем.
Чтобы создать образ с нуля была нужна книга, у которой нет ни экранизаций, ни растиражированных ранее изображений. Именно таковой в 2019 году стал новый на тот момент исторический роман современного автора Рины Аньярской – «Надежда умирает последней», который переносит читателя во Францию 1643 года и описывает события провинции Сентонж после сражения при Рокруа. Главные герои – молодой банкир немецкого происхождения, исповедующий кальвинизм, и его французская невеста-католичка, воспитанница женского пансиона при монастыре Урсулинок. Уже из завязки понятен основной конфликт сюжета: внутренний раскол веры в условно-католической стране, которая официально выступает на стороне протестантов в Тридцатилетней войне.
Подбирая образы для книги, Ярко в первую очередь отталкивался от описания героев, поскольку иллюстрации никак не могут противоречить написанному. Основной задачей фотохудожника стало создание максимально каноничных персонажей, не противоречащих авторской задумке. Если сказано, что главная героиня – кудрявая брюнетка с роскошными формами, то никак нельзя показать читателю худенькую блондинку.
Но подобрать типаж лица и фигуру – полдела. Куда сложнее было обрядить героев в костюмы по эпохе, да ещё и в указанном автором цвете! Для Ярко это был первый опыт исторических костюмированных съёмок в таком ключе, работать приходилось с доступными фотографу вещами, что-то заимствовать у коллег по цеху, поэтому не всегда платья героев соответствуют достоверности: разброс в модном покрое на персонажах составляет плюс-минус 40 лет и охватывает большую часть 17-го века и начало 18-го. Впрочем, для непосвящённого зрителя вряд ли это критично. Эпоха плаща и шпаги узнаваема, герои не списаны с других, значит задумка удалась! Первый блин получился не совсем комом.
В целом в подборке иллюстраций к роману «Надежда умирает последней» костюмы героев можно назвать весьма условной стилизацией в отличие от следующей работы Ярко – создания образов по восьмикнижию того же автора «Хроники XVII века. Наследие», изданного в 2017-2021 г г.
Здесь работа была ещё сложнее. Во-первых, потому что имелись авторские иллюстрации к первому изданию романов, и фотохудожнику нужно было следовать канону не только описанному, но и визуальному. Во-вторых, к процессу создания «картин» для книг подключились настоящие реконструкторы. Зато теперь образы стали отвечать историчности в большей степени.
В романах этой серии описываются события с 1623 по 1625 год, перед читателем разворачивается альтернативная Тюдоровская (!) Англия, привычная многим Бурбоновская Франция и немного изменённая Пруссия Гогенцоллернов. С одной стороны, задача художника, иллюстрирующего альтернативный мир, несколько облегчается: отклонение от реальной моды в 10-20 лет можно объяснить сдвигом исторических реалий в мире книги. С другой стороны, эпоха максимально знакомая широкому читателю по раскрученным «Трём мушкетёрам», а консультации специалистов по реконструкции исторического костюма требовали более тщательной проработки образов. Возможно, зритель удивится, но широкополая шляпа с перьями страуса была не всегда и не у всех мужчин того времени: наглядный пример в коллекции каталога – Раймонд Шервуд, голову которого венчает карпус. Длинные волосы в той же Англии начала XVII века носили далеко не все кавалеры. Не все протестанты начала столетия отпускали знаменитую «мушкетёрку», что также заметно по иллюстрациям в каталоге. Да и вообще островитяне – народ консервативный, поэтому их платье по задумке авторов образов должно быть ещё созвучно предыдущему, 16-му, столетию во многом. А вот клинковое оружие было в указанный период значительно тяжелее, чем то, что видел зритель в советских мушкетёрах. Поэтому образы персонажей для «Наследия», с одной стороны, более историчны, чем многие киноверсии персонажей «мушкетёрской эпохи», но с другой стороны, разбивают представление обывателя о том, как одевались люди этого времени. Никаких ботфорт у придворных, включая гвардию, никаких кринолинов у женщин!
Про женское платье стоит сказать отдельно. Поскольку законодательницей моды в европейском государстве XVII века всегда является первая дама: супруга или фаворитка короля – то в условиях альтернативной Англии, где эталоном становится наследная принцесса с весьма непростым характером и соответствующими пристрастиями в одежде, у костюмеров появилось некоторое поле для фантазии. Что носит главная героиня, то будет носить и вся женская половина двора. А принцесса не жалует открытое декольте, но обожает сеточку и амазонки. Поэтому женские образы тюдоровской Англии на полотнах Антона Ярко несколько отличаются от привычных глазу французских картин с изображением Марии Медичи и Анны Австрийской – разные страны, разные тенденции. К тому же нельзя забывать, что повседневное платье женщины серьёзно отличалось от бального наряда, тем более – королевы. Самым историчным повседневным платьем дамы 1625 года в подборке Антона Ярко можно назвать, пожалуй платье на Анжелине Прусской. Сравните с нарядами английской принцессы Ирены и её французской гостьи герцогини д’Альбре.
Что получилось на сегодняшний день и какие фотоиллюстрации войдут в переиздание восьмикнижия «Хроники XVII века. Наследие», можно посмотреть на выставке.