Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб

Искусство или спорт?

Эссе А.А.Крауна о сравнении фехтования как боевого искусства и спорта.

Тот, кто утаивает правду, зная ее, делает себя пособником лжецов и обманщиков.

- Чарльз Пегай

В чем отличие фехтования как спорта и как боевого искусства? Важно отличать “олимпийское” фехтование от классического. Помимо некоторых технических отличий, о которых сейчас речь не идет, есть существенные концептуальные отличия:

Цель спорта – достичь превосходства над остальными, цель боевого искусства – достичь превосходства над собой.

В спорте победа – это цель, в боевом искусстве победа – это средство.

Спорт больше направлен на результат, а боевое искусство – на процесс.

В спорте победа означает мастерство, в боевом искусстве мастерство означает победу.

В олимпийском фехтовании акцент на касании соперника, в классическом – на том, чтобы не получить касание самому

Целое поколение фехтовальщиков выросло, не зная ничего кроме олимпийского вида фехтования. Как результат, существует множество заблуждений о классическом фехтовании, часть которых является следствием банального невежества, а другая - лукаво распространяется теми, кто заинтересован в подтасовке фактов. Вот несколько наиболее распространенных.

Заблуждение:

Классическое фехтование не «спортивно»

Факт:

Классическое фехтование не исключает спортивной составляющей. Напротив, оно требует ее в той же мере или даже больше, чем олимпийское. Тем не менее, фехтовальщик не пытается подменить умение атлетизмом, оставляя его в качестве вспомогательного дополнения к мастерству.

Заблуждение:

Классическое фехтование не “соревновательно”.

Факт:

Классический фехтовальщик воспринимает свое оружие смертельным. Любое касание может быть фатальным. Поэтому он должен избегать получения касаний любой ценой. Олимпийский фехтовальщик воспринимает свое оружие игрушкой, с рудиментарными отсылками к настоящему клинку. Ни одно полученное касание не имеет значения до тех пор пока итоговый счет показывает, что соперник получил больше касаний. Некоторые шпажисты позволяют ударять себя в случаях, когда могут одновременно ударить соперника (такая тактика вряд ли может часто использоваться в настоящем поединке).

Итак: для одних это игра а для других – жизнь и смерть. Решайте для себя, какой подход создает более соревновательную ситуацию.

Заблуждение:

Классическое фехтование не подразумевает применение электрических систем.

Факт:

В классическом фехтовании мы не используем электрические системы регистрации уколов, поскольку они нам просто не нужны. Но если кто-то не использует эти системы, то это само по себе не делает фехтование классическим. Можно одинаково плохо фехтовать как с электрическими системами так и без них, равно и наоборот – система на это никак не влияет.

Заблуждение:

Олимпийское фехтование «открыло дверь» для женщин-фехтовальщиц. Вот цитата одной из них: «Превращение фехтования из боевого действия в спорт открыло двери возможностей для женщин-фехтовальщиц”. «Нас бы не воспринимали всерьёз, если бы фехтование по-прежнему считалось бы тренировкой для дуэлей, а не спортом»

Факт:

Возможно, пока я спал прошлой ночью, чемпионаты мира, Олимпийские игры и другие подобные мероприятия стали совместными. Или мы по-прежнему разделяем мужчин и женщин на отдельные категории фехтования? Сражались ли в последнее время чемпионы USFA по боям на рапире среди мужчин и женщин за титул национального чемпиона?

Учитывая, что до недавнего времени (сезон 1997–1998 гг.) «cлабому» полу разрешалось заниматься фехтованием на саблях, я думаю, что не буду затаив дыхание ожидать развития событий!

В настоящем бою есть принцип - в любой момент любого дня кто угодно может убить кого угодно. Когда вы сталкиваетесь с противником с острым мечом, в реальности или концептуально, вы, безусловно, серьезно относитесь к этому человеку, будь то мужчина, женщина, такой же или другой расы, молодой или возрастной или представитель другой демографической группы. Это потому, что меч - идеальный «уравнитель».

Женщины фигурируют в истории дуэлей, хотя определенно дуэль считалась почти исключительно мужским занятием. Тем не менее, фехтование «в спорте» (а не как вид спорта) опережает организацию олимпиады на несколько сотен лет. В те времена женщины скрещивали клинки с мужчинами, поскольку в тренировочных залах в основном были мужчины. Фехтование ценилось как для

укрепления тела, так и для формирования характера как для мужчин, так и для женщин. Несомненно, женщины-фехтовальщики в первой половине этого века были не робкого десятка, сродни суфражисткам. Но контингент фехтовальщиц не совсем был в авангарде борьбы за равенство женщин.

Между прочим, я с гордостью могу сказать, что в моей школе мы оцениваем людей только по навыкам, а не по возрасту или полу. Я провел ВСЕ свои классы и соревнования по ВСЕМ видам оружия, включая саблю, полностью в совместном обучении еще в 1980 году, когда я получил диплом мастера фехтования. Отчасти это произошло благодаря моему дорогому другу и коллеге Мэтру Линн Антонелли, которая любила саблю и дала с ее помощью немало хороших боев!”

* Из письма редактору ежеквартального журнала Fencers, зима 2001 г.

Заблуждение:

Классические фехтовальщики думают, что проткнуть кого-то мечом - это «романтично». Как писал один олимпийский фехтовальщик: «Идея проткнуть кого-то мечом кажется мне скорее варварской, чем романтической».

Факт:

Этот миф интересен. Я не могу не задаться вопросом: если нанесение ударов мечом - это настолько варварски, то каким иным образом притвориться, что ударил кого-то мечом?

Историк Вегетиус отмечал: «С наибольшим энтузиазмом к военному делу относятся те, кто меньше всего знаком с ним». Классический фехтовальщик точно понимает, что влечет за собой это искусство, и поэтому относится к нему и к каждому противнику с уважением, приближающимся к почтению. Мы точно понимаем, что значит вонзить сталь на три дюйма в грудь другому или получить ее в свою. Вот почему мы превыше всего ценим защиту, а не нападение. И неважно кто скажет вам для красного словца, что лучшая защита - это хорошее нападение. Каждый классический фехтовальщик знает, что это ложь. Недостаточно нанести удар противнику одновременно вместе с ним, как и недостаточно ударить его за долю секунды до того, как он ударит вас. Надо ударить, не получив удар в ответ. И когда вы сталкиваетесь с умелыми противниками, вы обнаруживаете, что это чрезвычайно трудно. Первое правило в любой драке - «Тебе будет больно». Чем больше вы знаете о настоящих боях, тем меньше вы склонны к ним.

Но что произойдет если отстраниться от реальности боя, стилизовать, отрицать истинные истоки?

Если вы играете с игрушечными пистолетами, вы будете склонны относиться к пистолетам как к игрушке.

Это не перечеркивает ничего романтического. Романтично отстаивать то, во что вы верите, делать то, что вы считаете правильным, защищать тех, кто нуждается в вашей защите, независимо от того, насколько велики шансы, даже с риском того, что вы сами, подвергнетесь опасности.

Заблуждение:

Классическое фехтование сохраняет прошлое.

Факт:

Логика, лежащая в основе этого утверждения, занимательна.

Никто больше не участвует в дуэлях сегодня. Сейчас у нас олимпийское фехтование. Так что классические фехтовальщики «хранят немного прошлого». Теперь у нас есть автомобили для вождения. Никому больше не приходится очень много ходить. Значит, люди, которые бегают марафоны, делают это, чтобы сохранить немного прошлого? Никто не катается на лошадях. У нас есть автомобили, поезда, автобусы, самолеты. Значит, люди, которые катаются на

лошадях, просто «сохраняют немного прошлого»? Никто больше не использует копья или метательные диски на войне. Значит, те люди, которые метают копье или диск, делают это, чтобы сохранить немного прошлого?» Бах давно умер. Люди, которые играют его музыку, просто «сохраняют немного прошлого?»

То, что было актуально сто, двести или пятьсот лет назад, вполне может быть актуальным и сейчас. Что касается фехтования, практически все, что можно было сделать с мечом, было хорошо известно к 16 веку. Настоящие мечи, заметьте, не сильно изменились с конца 17-го века. Принципы фехтования сейчас такие же, как и всегда, и их применимость за пределами фехтования важна как никогда.

Классическое фехтование - это не сохранение прошлого, а сохранение истины

Ничто из того, что было ценно в прошлом, не исчезает, никакая правда или добро сделанное человеком не может умереть, оно все здесь, и, замеченное или нет, живет и функционирует после бесконечных преобразований.

- сэр Вальтер Скотт

 

Автор: А. А. Краун (fencing master Adam Adrian Crown, Ithaca, NY, https://www.crownacademyofthesword.com)

Перевод: Санкт-Петербургский фехтовальный клуб