Дни фехтовальной культуры и Вторая биеннале "Фехтование в искусстве" проходили в Музее Новой Академии арт-центр «Пушкинская, 10».
Выпуск: НТВ
Дата: 04.04.2011
В первый понедельник апреля в Петербурге уже традиционно вспоминают Д’Артаньяна, который, если верить Дюма, именно в этот день впервые появился в городке Менг под Парижем, — и открывают дни фехтовальной культуры.
На Пушкинской улице, 10 по этому случаю, как обычно, выставляют картины на тему и дерутся, потому что дерутся. Сегодня зрителям показывали, как когда-то в XVII веке фехтовали друг с другом итальянцы, решившие вдруг выяснить отношения где-нибудь на улице. И объясняли, за что сейчас можно полюбить шпагу.
В ближайшие две недели фехтовать в Петербурге будут особенно часто. Рыцарские клубы и студии арт-фехтования готовы делиться секретами мастерства со всеми желающими, а 16 апреля пришедших на мастер-класс даже обещают научить фехтовать тростью, передает НТВ.
Выпуск: Питер.тв
Дата: 04.04.2011
В Петербурге открылись дни фехтовальной культуры. Клинки скрестили на фоне картин.
Фехтование – это не просто спорт. Это настоящее искусство. В Петербурге открылись дни фехтовальной культуры. И если раньше кавалеры с помощью клинка защищали честь дам и свою собственную, то теперь это просто игра.
Алина Тулякова, председатель петербургского фехтовального клуба:
"Почему у нас игра? Потому что наши занятия не имеют никакого практического применения. Оно может приносить только удовлетворение, отдых для души и доставлять удовольствие".
Современные люди практически ничего не знают о классическом владении клинком. Петербургский Фехтовальный клуб решил провести ликбез среди горожан, и в то же время отпраздновать свое шестилетие. Кстати, День Рождения клуба к конкретной дате не привязан. Его всегда отмечают в первый понедельник апреля. Именно этим днем начинается действие в книге Александра Дюма «Три мушкетера». Язык героев не менее острый, чем их клинки.
Андрей Хлобыстин, искусствовед:
"Известно, что фехтовальщики обычно что-то приговаривают друг другу. Допустим, один другого заколол на известной дуэли и говорит: «Ну, что, братец, репа?» В смысле, сладко тебе. И все это сращивается с юмором поручика Ржевского. Там, позвольте вам впердолить. Но новая академия выступает против грубости. Они пропагандируют изящество во всем: в мимике, жестах, пластике и слове.Сегодня мастера скрестили свои шпаги на фоне картин. Выставка бьеннале «Фехтование в искусстве» — центральное событие этих дней."
Алина Тулякова, председатель петербургского фехтовального клуба:
"Художникам было предложено сделать работу, связанную с искусством владения клинком. То есть, чтобы была связь с холодным оружием. В каждой из этих работ вы можете прочитать связь с холодным оружием. Но настолько художники подошли разнообразно к этой теме, что складывается впечатление, что фехтование пронизывает всю нашу жизнь".
Выпуск: ТВ Культура
Дата: 06.04.2011
«Новости культуры» – коротко о культурных событиях в российских городах.
В Петербурге стартовали Дни фехтовальной культуры. Праздник начался в городском арт-центре с открытия выставки «Фехтование в искусстве». В экспозиции – живопись, графика, скульптура и фотографии. Здесь же посетителям показали костюмированные поединки на шпагах. После чего, лучшие фехтмейстеры Петербурга рассказали о тонкостях нестареющего искусства владения рапирой и саблей.
Выпуск: Спб Ведомости №057
Дата: 01.04.2011
Автор: Анастасия Долгошева
…Так петербургский Фехтовальный клуб отмечает свое шестилетие: в первый понедельник апреля шевалье Д,Артаньян появился в городке Менге, как пишет Дюма в своем бессмертном романе. Клуб создан стараниями Алины Туляковой, она логично выступает и куратором всех событий. Почти все произведения биеннале созданы специально для этой экспозиции. Художникам было дано одно условие: в произведениях должно фигурировать холодное оружие, а в сюжетах и технике – полная свобода.
Дни фехтовальной культуры – это цикл лекций и встреч со всеми коллективами города, которые практикуют фехтование как искусство. На вернисаже будут представлены бои на шпагах и мечах.
В биеннале приняли участие ветераны движения живописцы Владимир Шинкарев, Виктор Тихомиров, Ирина Васильева, Олег Котельников, Иван Сотников, Андрей Пашин, Ника (Елена Богданова), Владимир Соловьев, скульптор Павел Шевченко, а также новички художники Петр Шевцов, Кирилл Миллер и другие и фотографы Юрий Молодковец, Дмитрий Провоторов, Сергей Архипецкий, Михаил Шеремет.
Дни фехтовальной культуры продлятся до 16 апреля.
Вы видели когда-нибудь поединок на шпагах вблизи? Или лучше не на шпагах, а на тяжелых саблях. Когда клинки сверкают прямо у тебя перед носом и слышно тяжелое дыхание соперников, которые чуть не сбивают тебя с ног, проделывая очередной парад-рипост? Это совершенно особенное удовольствие.
Испытать его на этой неделе можно, и притом совершенно бесплатно. Достаточно прийти в Музей Новой академии изящных искусств, что на Пушкинской, 10. Заходишь через арку с Лиговского, 53, проходишь через несколько переходов, поднимаешься по лестнице — и оказываешься среди шпаг, даг и людей, которые, натурально, «покачивая перьями на шляпах». Тут Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает Дни фехтовальной культуры. Как всегда, начался праздник в первый понедельник апреля. День, с которого начинается действие в «Трех мушкетерах» Дюма.
Девиз торжества — «Фехтование на фоне картин». Для фехтования, правда, места довольно мало: и помещение не так велико, и зрителей приходит достаточно много, чтобы оставить комбатантам лишь узкую полоску свободного пространства. Зато это — возможность каждому петербургскому фехтовальному клубу рассказать о себе, объяснить, что заставляет молодых людей и девушек изучать старинные итальянские трактаты мэтров фехтования, а после вновь и вновь браться за оружие и до седьмого пота отрабатывать финты и батманы. И конечно, показывать результаты своего учения, ударяя сталью о сталь.
Мне случилось попасть на выступление студии историко-сценического фехтования «Силуэт». Молодые люди в кожаных колетах специализируются на красивых, зрелищных поединках, притом абсолютно не травмоопасных. Естественно, это возможно только при высоком уровне мастерства — и еще при доверии. «Если нет взаимного доверия между противниками — нет и всей той красивой техники, которую можно было бы показать», — утверждают руководители студии Артем Шабанов и Федор Шмыгля.
В другие дни рассказывают о себе и показывают себя прочие клубы, с характерно-прихотливыми названиями: «Парад-Рипост», «Fleur de Fer», «Regio Martia»… И клуб любителей боя на лазерных мечах (почти настоящих) «Sciurus». Мечи, говорят, светятся в темноте. В общем, есть чему подивиться.
Но картины здесь, на выставке, наверное, даже важней. Они служат не просто каким-то общим фоном; бесстрастно возвышаясь над живыми поединщиками и в то же время повторяя их позы, они как бы напоминают, что — арс лонга, вита брэвис. Такая аллегория вполне в барочном духе, который — как родной для многих любителей меча и шпаги. В то же время все работы на выставке тематически связаны с мотивами холодного оружия: таков был замысел куратора выставки и председателя Петербургского фехтовального клуба Алины Туляковой. Она предложила эту тему художникам специально для выставки. Получилось разнообразно, но гармонично. «Вы же понимаете, что для художника такая тема — просто повод для самовыражения», — улыбается Алина. Тут и более-менее традиционные образы, любезные всякому живописцу, с двумя фигурами, сошедшимися в поединке. Несколько грустно глядят клоунессы с картины Кирилла Миллера «Противники» — они и сами не знают, соломенные у них шпаги или настоящие.
Довольно жутко, но впечатляюще выглядят крошечные квадратики холста, замазанные красным. Серия Петра Швецова называется «Колотые раны». Из витрин на все это кровопролитие добродушно взирают скульптуры расфранченных ландскнехтов. Среди постоянных участников биеннале куратор называет художников Олега Котельникова, Владимира Шинкарева, Ивана Сотникова, Виктора Тихомирова, Ирину Васильеву, скульптора Павла Шевченко, фотографа Юрия Молодковца. В этом году к ним присоединились художник Александр Дашевский, скульптор Илья Литвинов, фотограф Дмитрий Провоторов. Отдельно висит коллаж Тимура Новикова. Продлится экспозиция до 23-го.
—" Публике не надоедает, — говорит Алина. — У нас ведь каждый год какие-нибудь новые выступления. На выставке новые картины, многие — еще сырые, свеженаписанные. У меня — новые платья от кутюрье Татьяны Котеговой, ее одежда как раз идеально подходит для фехтования. Народ идет с большим удовольствием. Клуб мы основали в 2005 году, и тогда было очень мало фехтовальных коллективов. А уже через год-два фехтмейстер Андрей Левин основал школу «Fleur de Fer», через пару лет появилась студия «Rencontre». Сейчас клубов стало уже больше раза в два. Значит, фехтовальная культура действительно востребована. Себе здесь я никаких заслуг не приписываю: меня благословили, и я стала делать то, что нужно было сделать, как проводник. При этом со спортивным фехтованием мы не имеем ничего общего. Спорт — это все-таки всегда дух жесткой конкуренции, это отсев отстающих и к тому же — труд ради вознаграждения. А я, следуя идеям философа Йохана Хейзинги, предполагаю, что мы занимаемся той самой игрой, о которой он писал, — игрой, которая ложится в основу культуры и искусства.
У меня есть мечта, чтоб любой петербуржец знал хотя бы азы фехтования: стойку, основные защиты. Чтобы владение клинком стало отличительной чертой жителя Петербурга. Чтобы во всем мире, встречаясь с вами, говорили: вы петербуржец? Может быть, пофехтуем?"
Фото Евгения ЧЕРНЫШОВА и Натальи ЧАЙКИ
Изысканные рыцарские бои на шпагах на фоне картин увидели участники Дней фехтовальной культуры, открывшихся вчера в северной столице. В знаменитом прибежище современных искусств на Пушкинской, 10 отпраздновал шестой день рождения петербургский Фехтовальный клуб /ФК/.
Первый понедельник апреля выбран для этого не случайно - с него начинается действие в книге "Три мушкетера" Александра Дюма, когда юный гасконец Д'Артаньян приехал в городок Менг и удивил его жителей мастерством владения холодным оружием.
Праздник открылся бьеннале "Фехтование в искусстве", в которой представлены живопись, графика, скульптура и фотографии постоянных и новых участников проекта, в том числе Олега Котельникова, Владимира Шинкарева, Ивана Сотникова, Виктора Тихомирова, Ирины Васильевой, Павла Шевченко, Кирилла Миллера, Дмитрия Провоторова. "Фехтование - искусство, действенный способ познания мира и самосовершенствования. Большинство работ создано художниками специально для этой бьеннале. Каждый из них выражает себя, а искусство владения холодным оружием стало поводом для высказывания", - рассказала корр.ИТАР-ТАСС куратор выставки Алина Тулякова.
В рамках фестиваля с 4 по 17 апреля состоятся лекции и встречи с участием коллективов, практикующих фехтование как искусство. Зрителей ждут костюмированные бои на шпагах, старинные танцы, показы моделей исторической и современной одежды от модных кутюрье - все, что входит в понятие изящной, благородной и элегантной фехтовальной культуры. В тонкости нестареющего искусства владения шпагой, саблей, рапирой и другими видами холодного оружия желающих посвятят лучшие фейхмейстеры.
Петербургский ФК - это содружество интеллектуалов, увлеченных фехтованием как искусством, глубоко постигающих историю и эстетику, создающих праздник для себя и окружающих. Петербуржцам и гостям города уже полюбились ежегодные Дни фехтовальщика в Петропавловской крепости, очередной из которых пройдет в прекрасную пору белых ночей 22 мая.