VI Дни фехтовальной культуры 2015 и биеннале "Фехтование в искусстве" проходили с 6 по 19 апреля в Центре искусства и музыки ЦГПБ им.В.В.Маяковского Невский пр., 20
Выпуск: ТВ 100
Дата: 07.04.2015
Биеннале «Фехтование в искусстве» феерично открылась в центре искусства, собственно, и музыки библиотеки Маяковского. Совпали даты – 10 лет назад открылся Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, 300 лет назад Петр первый учредил рапирную науку. Биеннале традиционно стартует в первый понедельник апреля, спустя 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить Александру Дюма. По идее организаторов, фехтование неотделимо от искусства, это гораздо больше чем спорт.
Алина Тулякова, председатель Санкт-Петербургского Фехтовального клуба:
«Спорт фехтование монополизировал в последние годы. Но за 10 лет нашей деятельности, я должна констатировать, фехтование приобрело другое значение: если раньше «я занимаюсь фехтованием» значило «ты спортсмен», то сегодня спрашивают — «а каким фехтованием ты занимаешься?».
Есть фехтование классическое, сценическое, историческое, танцевальное. В каждой работе на экспозиции «Фехтование в искусстве» присутствует холодное оружие, не ради формальности, а для выразительности. На втором этаже ротонды — живопись, графика и скульптура руки мэтров: Шинкарёва, Тихомирова, Заславского, Новикова. Кроме того в программе биеннале старинные танцы, много лекций и бескровные поединки.
В первый понедельник апреля нельзя было не отметить знаменательную дату: исполнилось ровно 390 лет со дня въезда д’Артаньяна в городок Менг-на-Луаре. По уверению мсье Дюма, отсюда и начались все эти гасконские «пальба, трактиры, стычки, шпаги, кони».
Но, думается, апрель, начало настоящей весны, — и вообще хорошее время, чтобы драться. И чтобы любить. Когда зима ослабляет хватку и ночи становятся теплее, расцветают всякого рода страсти. Дерутся и орут усатые коты. Звенят шпагами и поют серенады усатые кабальерос и мушкетеры. От Севильи до Гренады, как говорится. До Менга. И до Петербурга.
Прекрасная дама — изрядный повод для дуэли.
Надо сказать, что нынешний год — юбилейный не только для д’Артаньяна. Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие. И проводит уже V Дни фехтовальной культуры — с 13 по 17 апреля.
В честь такого обилия юбилеев клубу сделали подарок люди, владеющие не шпагой, но не менее достойными орудиями: кистью, фотоаппаратом и резцом скульптора. Вот как раз в первый понедельник апреля в Центре искусства и музыки ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Невский пр., 20) открылось биеннале «Фехтование в искусстве». Тут можно увидеть работы членов Союза художников, знаменитых творческих групп «Новые художники» и «Митьки», выпускников и студентов Института им. И. Е. Репина и Академии им. А. Л. Штиглица. Это скульпторы Альберт Чаркин, Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, фотограф Дмитрий Провоторов, Дмитрий Горячев.
«Жизнь коротка, искусство вечно» — некоторых художников уже нет, но их искусство остается. Здесь представлены работы ушедших мастеров Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
Работы с серьезным сюжетом, с пародийным, с загадочным… Но в каждой работе художников на сей раз присутствует холодное оружие — такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова.
Ей, кстати, был преподнесен и личный подарок в честь дня рождения клуба. Фехтмейстер и оружейник Владимир Шеламов изготовил и подарил Алине Туляковой элегантную итальянскую рапиру, копию с оригинала XVII века.
Надо сказать, что нынешний год — юбилейный не только для д’Артаньяна. Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие. И проводит уже V Дни фехтовальной культуры — с 13 по 17 апреля.
В честь такого обилия юбилеев клубу сделали подарок люди, владеющие не шпагой, но не менее достойными орудиями: кистью, фотоаппаратом и резцом скульптора. Вот как раз в первый понедельник апреля в Центре искусства и музыки ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Невский пр., 20) открылось биеннале «Фехтование в искусстве». Тут можно увидеть работы членов Союза художников, знаменитых творческих групп «Новые художники» и «Митьки», выпускников и студентов Института им. И. Е. Репина и Академии им. А. Л. Штиглица. Это скульпторы Альберт Чаркин, Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, фотограф Дмитрий Провоторов, Дмитрий Горячев.
«Жизнь коротка, искусство вечно» — некоторых художников уже нет, но их искусство остается. Здесь представлены работы ушедших мастеров Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
Работы с серьезным сюжетом, с пародийным, с загадочным… Но в каждой работе художников на сей раз присутствует холодное оружие — такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова.
Алина Тулякова и ее любимое оружие.
Ей, кстати, был преподнесен и личный подарок в честь дня рождения клуба. Фехтмейстер и оружейник Владимир Шеламов изготовил и подарил Алине Туляковой элегантную итальянскую рапиру, копию с оригинала XVII века.
— Теперь это мое любимое оружие. Я с ней не расстанусь, — просияла Алина.
— Это самая классическая форма, — рассказал нам создатель оружия. — Весит всего 820 граммов, и рукоять — специально под руку Алины. Я могу такую шпагу сделать за месяц. Могу, впрочем, и за день, если будет настроение. А можно год делать, если его нет.
— Есть какие-то секреты старых мастеров, которые воспроизвести сейчас невозможно?
— Да ерунда все это. Сегодня только ленивый дамасскую сталь не варит, — отмахнулся маэстро.
— И сколько сегодня хорошая шпага стоит?
— Может и тысячу евро… Дело не в этом. А в том, чтоб получить от этого удовольствие… Не так! Никогда так не держи! — отвлекся мастер на увлеченную подарком владелицу.
— Вам не кажется, что есть противоречие между таким мирным занятием, как искусство, и мастерством фехтования? — спросили мы художника Владимира Шинкарева, супруга Алины Туляковой.
— Тут для кого как. Кому-то органично — а кто-то на эту тему из-под палки пишет, как я, — засмеялся Шинкарев. — Вообще-то это не совсем мое, просто холодным оружием я бы не увлекся. Но вот у меня здесь работа «Семь самураев» — ведь это же совсем о другом. Или вот мой «Персеваль» на тему поэмы Кретьена де Труа. Алина, впрочем, считает, что вообще смысл фехтовальной культуры совсем в другом, не в насилии.
Художник Владимир Шинкарев
2015-й — это еще и год 300-летия преподавания «рапирной науки», которая по указу самого Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в открывшейся Морской академии. 14 апреля, по этому случаю на Невском, 20, расскажет об истории холодного оружия и приемах его использования — от рогатины до штыка, от меча до рапиры — фехтмейстер Руслан Каприлов, руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».
15 апреля, в среду, совместят «Перо и шпагу» — пройдет поэтический вечер. Темой, конечно, будет холодное оружие в поэзии наших современников. Ожидается выступление поэтов. Ведущий вечера поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
16-го числа раскроют секреты сценического фехтования актеры и режиссеры Георгий Кобиашвили и Дмитрий Тейбер-Лебедев.
А 17 апреля, в пятницу, бои завершатся балом: ансамбль танцев кватроченто «Stella» покажет и расскажет, какие танцы исполнялись более пятисот лет назад при дворе Лоренцо Великолепного и при блистательном дворе Феррары.
Остается добавить, что все вечера начинаются в 19.00.
***
24 мая нас ждет еще одно торжество, посвященное хладной стали: День фехтовальщика. Праздник пройдет в 10-й раз и начнется в полдень возле Артиллерийского музея.
Автор: Дубшан Федор
Фото: Чайка Наталья
Дата: 06.04.2015
Выпуск: Санкт-Петербургские ведомости
Автор: Анна Борисова
Санкт-Петербургский фехтовальный клуб открывает V ежегодные Дни фехтовальной культуры – вернисажем IV биеннале «Фехтование в искусстве»: живопись, скульптура, графика, фотография.
Год 2015-й – год 300-летия «рапирной науки», которая по указу Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году. А сами дни фехтовальной культуры и биеннале «Фехтование в искусстве» открываются, по традиции, в первый понедельник апреля – именно в такой день д,Артаньян явился в Менг, как утверждал Александр Дюма. И тому знаменательному событию уже 390 лет. И в этот «мушкетерский» день Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свое 10-летие.
С 16.00 в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского (Невский пр., 20) – танцы XV века в исполнении ансамбля «Стелла», фехтование XVI – XVIII вв. от фехтмейстера Руслана Каприлова и клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».
А с 13 по 17 апреля – череда вечеров, лекций, представлений, посвященных фехтованию. Главный подарок на день рождения клубу сделали люди, которые чаще держат в руках кисти, а не рапиры, но в каждой работе художников на сей раз присутствует холодное оружие – такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба Алина Тулякова:
– Холодное оружие – это не формальный признак, а выразительная деталь. Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания.
Скульптор Альберт Чаркин считает:
– Оружие наших предков «человечно» – люди выходят сражаться один на один, фехтовать на шпагах. Это благородное оружие, украшение каждого рыцаря. Не то что современное оружие массового поражения.
Среди участников биеннале – члены Союза художников, знаменитые творческие группы «Новые художники» и «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И. Е. Репина и Академии им. А. Л. Штиглица.
Девиз Санкт-Петербургского фехтовального клуба таков: «Жизнь коротка, искусство вечно»: в выставке участвуют работы и тех художников, которых уже нет.
13 апреля искусствоведы будут беседовать на тему «Фехтование в искусстве». 14 апреля об истории холодного оружия и приемах его использования с реконструкцией исторического фехтования поведает фехтмейстер Руслан Каприлов, мэтр исторического фехтования. 15 апреля – поэтический вечер «Перо и шпага». 16 апреля вам раскроют секреты сценического фехтования актер-режиссер Георгий Кобиашвили и режиссер-актер Дмитрий Тейбер-Лебедев. 17 апреля – придворные итальянские танцы XV века от ансамбля «Стелла».
Все вечера начинаются в 19.00.
Выпуск: Газета "Стрела"
Дата: № 16 (925) апрель 2015
Автор: Нина Василенко
А что бывает когда такие люди объединяются?
Появляются целые фехтовальные клубы, где точно знают, как взяться за шпагу. Так и родился десять лет назад Санкт-Петербургский фехтовальный клуб. Логично, что это произошло в городе, где ровно 300 лет назад Петр Первый повелел сделать «рапирную науку» обязательной дисциплиной в Морской ака- демии. Видите, сколько юбилеев? И все они посвящены благородному клинку! Вот вам еще круглая дата: клуб уже в пятый раз подарил городу Дни фехтовальной культуры.
Старт праздничным мероприятиям дала выставка в Центре искусства и музыки на Невском, 20. Художники, скульпторы, фотографы представили работы, объединенные, разумеется, темой оружия. Из гипса и пальмового волокна (необычный материал, верно?) Андрей Широков создал статую воина, который держит голову врага – «Чистая победа». Сергей Свешников
поделился своими фехтовальными натюрмортами. Лично на меня произвела впечатление работа «Битва крестоносцев с индейцами», высеченная на пудостском камне (автор – Валерий Бытка).
На открытии вернисажа 6 апреля зрители увидели несколько фехтовальных ин- сценировок. Но если мы все прекрасно знаем из кино, как сражаются мужчины, то когда скрещивают шпаги мушкетер и дама в зеленом платье... – это уже не бой, а, скорее, танец, тем более если прекрасной сопернице преподносят розу.
К слову, о подарках: если вы хотите поразить в самое сердце женщину, которая накоротке с холодным оружием, лучше подарите ей шпагу! Именно такой сувенир был торжественно вручен Алине Туляковой, куратору выставки и председателю Санкт-Петербургского фехтовального клуба.
Фехтование – это как любовь к чтению, считают люди со шпагами. Вы можете проникнуться этой любовью на всю жизнь, если сначала научитесь складывать буквы в слова.
Поскольку параллельно с фехтованием всегда жил танец – не менее сложная и изящная наука, 17 апреля ансамбль танцев кватроченто Stella по руководством Милены-Софии Тыренко воскресил для всех желающих балы при дворе Ло- ренцо Великолепного. Да-да, именно так танцевали в середине XV века в роскошной Италии, когда хореографическое искусство тесно соседствовало с политикой, а придворный танец был, как выразились бы на современном языке, «визитной карточкой» правителя. Как рассказала Милена-София, хореографы имели статус придворных и получали за это жалование: «Они изобретали танцы, записывали их в особые трактаты. Кватроченто создавалось для особых торжеств: свадеб, приемов императоров и так далее. Движения можно было по- дарить и даже назвать в честь конкретного человека, танец служил выражением статуса в обществе. Кроме этого, подобные танцы исполнялись на пирах не только для благородного общества, но и для взора Бога».
P.S. Гости уходили с вернисажа с небольшим сувениром: календариком, в котором обозначены православные и фехтовальные праздники.
А вы в курсе, что для тех, кого покорила «рапирная наука», год начинается с мая, а главная дата в нем – День фехтовальщика? В этот раз он выпадает на 24 мая, а в будущем году – на 22-е. И вот вы уже знаете два весенних дня, кото- рые стоит занести в планинг, чтобы отлично провести время под звон клинков!
Начнется фестиваль с дискуссии на выставке «Фехтование в искусстве». Беседа «Фехтование как искусство» будет посвящена трехсотлетию обучения «рапирой науке» в Петербурге. Драйва выступлению лектора добавит реконструкция исторического фехтования. Зрители полюбуются выступлениями фехтовальщиков, изучат приемы боевого и сценического фехтования, видеоматериалы. Узнают, что фехтование бывает классическим, спортивным, сценическим.
Поэтический вечер, посвященный холодному оружию в современной поэзии привлечет романтиков. Мастер-классы по сценическому фехтованию – тех, кто хочет все испытать на себе.
Завершит фестиваль выступление коллектива Stella, который пригласит зрителей оправиться в середину пятнадцатого века, в Италию. Фестивальная культура эпохи Возрождения, танцы, которые исполняли более пятисот лет назад при королевских дворах – никого не оставят равнодушными. Каждый танец будет перемежаться выступлением лектора, рассказом об истории танцев тех времен.
Владимир Шинкарев "Неравный бой" (Скарамуш). 2008
Вернисаж в понедельник, 6 апреля 2015 16.00 Невский пр., 20
На вернисаже:
Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб открывает пятые Дни фехтовальной культуры в год 300- летия «рапирной науки» в Петербурге. По указу Петра I фехтование впервые стало учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.
Открытие IV Биеннале «Фехтование в искусстве» состоится в знаменательный день — в первый понедельник апреля, спустя ровно 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить бессмертной книге «Три мушкетера» Александра Дюма.
На экспозиции «Фехтование в искусстве» в каждой работе присутствует холодное оружие. Такое условие поставила перед художниками куратор биеннале и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова. «Холодное оружие — это не формальный признак, а выразительная деталь. - отмечает она, - Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания».
Произведениям на экспозиции «Фехтование в искусстве» всегда присущи остроумие и неожиданность сюжетных трактовок, разнообразие творческих манер, осмысленность художественного языка.
Многие работы сделаны специально для этой выставки, другие - уже давно были у автора, которому близка эта тема.
По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города: от известных художников, членов Союза художников до знаменитых творческих групп «Новые художники», «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И.Е. Репина (б. Императорской Академии Художеств) и Академии им. А.Л. Штиглица (б. Училища им. В.И. Мухиной).
Среди постоянных участников биеннале «Фехтование в искусстве» художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, скульпторы Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, фотограф Дмитрий Провоторов.
Девиз СПб Фехтовального Клуба справедлив: «Жизнь коротка, искусство вечно» - некоторых художников уже нет, но их искусство продолжает общаться с нами. Посетители увидят работы Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
В пространстве экспозиции проходят Дни фехтовальной культуры - цикл вечерних встреч, лекций и диспутов с участием фехтовальщиков, поэтов, историков и мастеров старинных танцев.
И еще один, самый молодой юбилей — 10-летие Санкт-Петербугского Фехтовального Клуба. По традиции открытие выставки «Фехтование в искусстве» совпадает с днем рождения этого необычного коллектива, привнесшего в жизнь города новое движение - фехтовальную культуру.
Благодаря Санкт-Петербургскому Фехтовальному Клубу фехтование стало частью культурной жизни города. Праздники Клуба - Биеннале «Фехтование в искусстве», Ассамблея Гранд Ассо, праздник День Фехтовальщика - беспрецедентны и есть только в Петербурге.
Выпуск: АМК Новости культурного Петербурга
Дата: 06.04.2015
Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб открывает V ежегодные Дни фехтовальной культуры вернисажем IV Биеннале «Фехтование в искусстве».
В программе: живопись, скульптура, графика, фотография.
Выступают: ансамбль танцев XV века «Стелла», руководитель Милена-София Тыренко. Фехтование XVI — XVIII вв. Фехтмейстер Руслан Каприлов и клуб европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».
Биеннале «Фехтование в искусстве».
Обязательное условие: наличие в произведении изображения холодного оружия.
Приветствуются произведения в традиционных манерах и техниках, раскрывающие связь холодного оружия и человеческой жизни.
Время: 6 апреля 16.00
Место проведения: Центре искусства и музыки ЦГПБ, им.В.В.Маяковского, Невский пр., 20
Дни фехтовальной культуры — 2015 (вечера, лекции, выступления)
Год 2015 — юбилейный для фехтования в Петербурге - это год 300- летия «рапирной науки» , которая по указу Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.Дни фехтовальной культуры и IV Биеннале «Фехтование в искусстве» открываются в в знаменательный день — в первый понедельник апреля, спустя 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить бессмертной книге «Три мушкетера» Александра Дюма.В этот «мушкетерский» день Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб отмечает свое 10-летие и открывает пятые Дни фехтовальной культуры.
Главный подарок на день рождения СПб Фехтовальному Клуба сделали художники.
В каждой работе на экспозиции «Фехтование в искусстве» присутствует холодное оружие — такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова.
Многие произведения созданы специально для биеннале, иные - уже были у автора, которому близка тема холодного оружия. Скульптор Альберт Чаркин, неоднократный участник выставок «Фехтование в искусстве», считает: «Оружие наших предков «человечно» — люди выходят сражаться один на один, фехтовать на шпагах. Это благородное оружие, украшение каждого рыцаря. Не то, что современное оружие массового поражения». На выставке его скульптура — воин Александр Невский с мечом. По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города: от известных художников, членов Союза художников до знаменитых творческих групп «Новые художники», «Митьки».
Среди постоянных участников биеннале «Фехтование в искусстве» скульпторы Альберт Чаркин, Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, фотограф Дмитрий Провоторов, Дмитрий Горячев.
Подарок для посетителей биеннале - календарики на новый фехтовальный год, который начинается с праздника День Фехтовальщика - 24 мая 2015 года. Эта новая городская традиция отмечает свое 10-летие. Праздник начнется в полдень возле Артиллерийского музея.
Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб открывает пятые Дни фехтовальной культуры в год 300- летия «рапирной науки» в Петербурге. По указу Петра I фехтование впервые стало учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.
Открытие IV Биеннале «Фехтование в искусстве» состоится в знаменательный день — в первый понедельник апреля, спустя ровно 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить бессмертной книге «Три мушкетера» Александра Дюма.
На экспозиции «Фехтование в искусстве» в каждой работе присутствует холодное оружие. Такое условие поставила перед художниками куратор биеннале и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова. «Холодное оружие — это не формальный признак, а выразительная деталь. - отмечает она, - Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания».
Произведениям на экспозиции «Фехтование в искусстве» всегда присущи остроумие и неожиданность сюжетных трактовок, разнообразие творческих манер, осмысленность художественного языка.
Многие работы сделаны специально для этой выставки, другие - уже давно были у автора, которому близка эта тема.
По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города: от известных художников, членов Союза художников до знаменитых творческих групп «Новые художники», «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И.Е. Репина (б. Императорской Академии Художеств) и Академии им. А.Л. Штиглица (б. Училища им. В.И. Мухиной).
Среди постоянных участников биеннале «Фехтование в искусстве» художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, скульпторы Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, фотограф Дмитрий Провоторов.
Девиз СПб Фехтовального Клуба справедлив: «Жизнь коротка, искусство вечно» - некоторых художников уже нет, но их искусство продолжает общаться с нами. Посетители увидят работы Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
В пространстве экспозиции проходят Дни фехтовальной культуры - цикл вечерних встреч, лекций и диспутов с участием фехтовальщиков, поэтов, историков и мастеров старинных танцев.
И еще один, самый молодой юбилей — 10-летие Санкт-Петербугского Фехтовального Клуба. По традиции открытие выставки «Фехтование в искусстве» совпадает с днем рождения этого необычного коллектива, привнесшего в жизнь города новое движение - фехтовальную культуру.
Благодаря Санкт-Петербургскому Фехтовальному Клубу фехтование стало частью культурной жизни города. Праздники Клуба - Биеннале «Фехтование в искусстве», Ассамблея Гранд Ассо, праздник День Фехтовальщика - беспрецедентны и есть только в Петербурге.
Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб открывает пятые Дни фехтовальной культуры в год 300- летия «рапирной науки» в Петербурге. По указу Петра I фехтование впервые стало учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.
Открытие IV Биеннале «Фехтование в искусстве» состоится в знаменательный день — в первый понедельник апреля, спустя ровно 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить бессмертной книге «Три мушкетера» Александра Дюма.
На экспозиции «Фехтование в искусстве» в каждой работе присутствует холодное оружие. Такое условие поставила перед художниками куратор биеннале и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова. «Холодное оружие — это не формальный признак, а выразительная деталь. - отмечает она, - Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания».
Произведениям на экспозиции «Фехтование в искусстве» всегда присущи остроумие и неожиданность сюжетных трактовок, разнообразие творческих манер, осмысленность художественного языка.
Многие работы сделаны специально для этой выставки, другие - уже давно были у автора, которому близка эта тема.
По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города: от известных художников, членов Союза художников до знаменитых творческих групп «Новые художники», «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И.Е. Репина (б. Императорской Академии Художеств) и Академии им. А.Л. Штиглица (б. Училища им. В.И. Мухиной).
Среди постоянных участников биеннале «Фехтование в искусстве» художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, скульпторы Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, фотограф Дмитрий Провоторов.
Девиз СПб Фехтовального Клуба справедлив: «Жизнь коротка, искусство вечно» - некоторых художников уже нет, но их искусство продолжает общаться с нами. Посетители увидят работы Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
В пространстве экспозиции проходят Дни фехтовальной культуры - цикл вечерних встреч, лекций и диспутов с участием фехтовальщиков, поэтов, историков и мастеров старинных танцев.
И еще один, самый молодой юбилей — 10-летие Санкт-Петербугского Фехтовального Клуба. По традиции открытие выставки «Фехтование в искусстве» совпадает с днем рождения этого необычного коллектива, привнесшего в жизнь города новое движение - фехтовальную культуру.
Благодаря Санкт-Петербургскому Фехтовальному Клубу фехтование стало частью культурной жизни города. Праздники Клуба - Биеннале «Фехтование в искусстве», Ассамблея Гранд Ассо, праздник День Фехтовальщика - беспрецедентны и есть только в Петербурге.
Выпуск: Афиша современного искусства ArtTube
Дата: 06.04.2015
Год 2015 – юбилейный для фехтования в Петербурге – это год 300-летия «рапирной науки», которая по указу Петра I стала обязательной учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.
Дни фехтовальной культуры и IV Биеннале «Фехтование в искусстве» открываются в знаменательный день – в первый понедельник апреля, спустя 390 лет после приезда Д’Артаньяна в Менг, если верить бессмертной книге «Три мушкетера» Александра Дюма.
В каждой работе на экспозиции «Фехтование в искусстве» присутствует холодное оружие – такое условие поставила куратор выставки и председатель Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алина Тулякова.
«Холодное оружие – это не формальный признак, а выразительная деталь. – отмечает она, – Каждый художник выражает себя, а фехтование – повод для высказывания».
Многие произведения созданы специально для биеннале, иные – уже были у автора, которому близка тема холодного оружия. Скульптор Альберт Чаркин, неоднократный участник выставок «Фехтование в искусстве», считает: «Оружие наших предков „человечно“ – люди выходят сражаться один на один, фехтовать на шпагах. Это благородное оружие, украшение каждого рыцаря. Не то, что современное оружие массового поражения». На выставке его скульптура – воин Александр Невский с мечом.
По составу участников «Фехтование в искусстве» охватывает широкий круг художественных сил города: от известных художников, членов Союза художников до знаменитых творческих групп «Новые художники», «Митьки». Участвуют недавние выпускники и студенты Института им. И. Е. Репина (б. Императорской Академии Художеств) и Академии им. А. Л. Штиглица (б. Училища им. В. И. Мухиной).
Среди постоянных участников биеннале «Фехтование в искусстве» скульпторы Альберт Чаркин, Павел Шевченко, Тамара Малушина, Леонид Колибаба, художники Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Иван Сотников, Анатолий Заславский, Виктор Тихомиров, Кирилл Миллер, Петр Швецов, Александр Дашевский, фотограф Дмитрий Провоторов, Дмитрий Горячев.
Девиз СПб Фехтовального Клуба справедлив: «Жизнь коротка, искусство вечно» – некоторых художников уже нет, но их искусство продолжает общаться с нами. Посетители увидят работы Петра Рейхета, Сергея Свешникова, Тимура Новикова, Сергея Архипецкого.
В пространстве экспозиции проходят Дни фехтовальной культуры – цикл вечерних встреч, лекций и диспутов с участием фехтовальщиков, поэтов, историков и мастеров старинных танцев.
Благодаря Санкт – Петербургскому Фехтовальному Клубу фехтование стало частью культурной жизни города. Ежегодные мероприятия СПб Фехтовального Клуба: художестввенные выставки «Фехтование в искусстве», Ассамблея Гранд Ассо, праздник День Фехтовальщика – беспрецедентны и существуют только в Петербурге.
Подарок для посетителей биеннале – календарики на новый фехтовальный год, который начинается с праздника День Фехтовальщика – 24 мая 2015 года. Эта новая городская традиция отмечает свое 10-летие. Праздник начнется в полдень возле Артиллерийского музея.
Вход свободный.
Выпуск: Ваш досуг
Дата: 13-18 апреля 2015
Холодное оружие — целая культура, фехтование — это целый мир: грация, честь, философия, авантюризм, точность, огонь и сталь. Красоту этой завораживающей вселенной раскроет цикл вечеров Петербургского Фехтовального Клуба в Центре искусства и музыки ЦГПБ им. Маяковского.
Программа:
Искусствоведы за Круглым столом. Беседа на экспозиции «Фехтование в искусстве» об искусстве, фехтовальной культуре и современности. Выбор экспонатов от художественных критиков. В дискуссии участвуют художники и все желающие. Вечер ведет искусствовед Ольга Кошкина.
Лекция «Фехтование как искусство», посвящается 300-летию преподавания «рапирой науки» в Петербурге. История холодного оружия и приемы его использования: от рогатины до штыка, от меча до рапиры. Реконструкция исторического фехтования. Фехтование классическое и спортивное. Особенности сценического фехтования. Лекция сопровождается демонстрацией реплик исторического оружия, показом приемов боевого и сценического фехтования, видеоматериалами. Ведет вечер фехтмейстер Руслан Каприлов, руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост»,мэтр исторического фехтования СПб Фехтовального Клуба. В выступлениях принимают участие и др. фехтовальщики.
«Перо и шпага» — поэтический вечер. Холодное оружие в поэзии наших современников. Ожидается выступление поэтов: Екатерина Полянская, Евгений Мякишев, Арсен Мирзаев, Александр Гиневский, Дарья Суховей, Валерий Земских, Галина Илюхина и др. Ведущий вечера поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
«Герой со шпагой» — секреты сценического фехтования. Алгоритм работы с холодным оружием. Безопасное убийство. Ловкость, знание этикета и немного обмана.
Показывают и рассказывают актер-режиссер Георгий Кобиашвили, режиссер-актер Дмитрий Тейбер-Лебедев. Зрители принимают участие. Вечер ведет педагог - режиссер Александра Берегулина.
Придворные итальянские танцы XV века. Путешествие во времени». Ансамбль танцев кватроченто «Stella», приглашает зрителей совершить путешествие во времени и перенестись в середину XV века, в Италию. Вы увидите танцы, которые исполнялись более пятисот лет назад при дворе Лоренцо Великолепного, при блистательном дворе Феррары. Вы узнаете, кто были авторы этих танцев, и какие источники позволяют воссоздать танцевальную атмосферу былых эпох. Чем отличался танец кватроченто от хореографического искусства последующих веков.