9 марта
18:00
Вернисаж выставки Владимира Шинкарева «Совсем старые и новые картины»
Галерея «Атос», Санкт‑Петербургский фехтовальный клуб - Каменноостровский пр., 67, оф. 20 Н
Контакты для СМИ: mail@fencing-club.ru
К 70-летию художника Владимира Шинкарева галерея «Атос» открывает выставку «Совсем старые и новые картины».
В экспозиции будут представлены работы с разницей создания до 50 лет. Многие работы выставляются впервые. В том числе портрет философа и поэта Игоря Константинова (1975 г.), которого автор называет своим Учителем.
Представлен ряд ранних живописных работ. Часть картин написана на фанере (подручный материал из яхт-клуба, где Шинкарев работал в котельной).
Вторая часть экспозиции - ранее не выставлявшиеся картины последних лет, также и текущего года.
Владимир Шинкарев провёл около 30 персональных выставок. Работы художника находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, «Зиммерли Музей. Коллекция Нортона и Нэнси Додж» (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон) и в других музеях, галереях и частных коллекциях.
Выпуск: ЭтаJерка. Культурный гид Петербурга
Дата: 08.03.2024
В экспозиции будут представлены работы с разницей создания до 50 лет. Многие работы выставляются впервые. В том числе портрет философа и поэта Игоря Константинова (1975 г.), которого автор называет своим Учителем.
Представлен ряд ранних живописных работ. Часть картин написана на фанере (подручный материал из яхт-клуба, где Шинкарев работал в котельной).
Вторая часть экспозиции - ранее не выставлявшиеся картины последних лет, также и текущего года.
Владимир Шинкарев провёл около 30 персональных выставок. Работы художника находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, «Зиммерли Музей. Коллекция Нортона и Нэнси Додж» (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон) и в других музеях, галереях и частных коллекциях.
Выставка продолжит работу да 31 мая.
Выпуск: Санкт-Петербургские ведомости
Дата: 03.03.2024
Эрмитаж
6 марта в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа откроется выставка «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа» (6+).
Музей истории города
В Инженерном доме Петропавловской крепости проходит выставка «Издания блокадного Ленинграда» (6+). Представлены тридцать изданий из фонда научной библиотеки музея.
Музей современного искусства «Эрарта»
Выставка «Нюансы» (6+) испанского фотографа Гарсиа де Марины
Галерея «Атос»
9 марта в галерее на Каменноостровском проспекте, 67, откроется выставка Владимира Шинкарева «Совсем старые и новые картины» (6+). Она организована к 70‑летию художника.
Многие работы выставляются впервые, в частности, ряд ранних живописных. Часть картин написана на фанере (подручный материал из яхт-клуба, где Шинкарев работал в котельной). Вторая часть экспозиции — ранее не выставлявшиеся картины последних лет и текущего года. Владимир Шинкарев провел около 30 персональных выставок. Работы художника находятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музее Виктории и Альберта (Лондон), в других музеях, галереях и частных коллекциях.
Творческий путь Владимира Шинкарева начался с обучения на подготовительных курсах при ЛВХПУ им. Мухиной и институте им. Репина. Он посещал курсы параллельно с обучением на Геологическом факультете ЛГУ, который в 1977 году окончил и стал геологом. Но по профессии работал не очень долго, и продолжателя семейной династии из него не получилось. Как вспоминает художник, работая после окончания института неподалеку от Эрмитажа, он постоянно ходил в музей. «Мы уважали предыдущую культуру и считали, что всю ее надо знать»,— говорит он.
Стать живописцем Владимир решил в юности, хотя ездить в геологические экспедиции любил, а некоторые образцы камней до сих пор хранятся у него в доме. С 1975 года Шинкарев участвует в неофициальных квартирных выставках. С 1981 года он становится членом товарищества экспериментального изобразительного искусства. В 1984-м Владимир Шинкарев выпустил в самиздате книгу «Митьки», а уже в 1985 году проходит первая квартирная выставка с этим названием.
Начиная с 1970-х годов картины Шинкарева выставлялись на многочисленных персональных и групповых выставках, проходивших в Санкт-Петербурге, Москве, Рио-де-Жанейро, Вене, Париже, Антверпене, Кельне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Берлине и других городах.
С 1991 года Владимир Шинкарев — член Международной федерации художников. С 1993 года — Санкт-Петербургского общества «А-Я». В 1994 году вошел в Союз художников России и основал издательство «Митькилибрис». В 2007 году стал лауреатом первой художественной премии Art Awards. В марте 2008 года Шинкарев публично заявил о своем разрыве с «Митьками». В том же 2008 году он получил литературную премию имени Иосифа Бродского.
Название книги «Митьки», которая вышла в самиздате в середине 1980-х, дало имя движению художников. Кто такие «Митьки», сегодня еще хорошо помнят и зрители, и участники движения. Когда-то критики определили сущность митьковского творчества как «разудалый карнавал матросов и красноармейцев», что довольно точно. Перестройка принесла группе небывалую популярность: множество людей пребывало в уверенности, что митьки — субкультура типа хиппи или панков.
Как известно, они никого не хотели победить, но в итоге победили время, растворились в культурном пространстве, распались на мемы и воспоминания. С тех пор изменились названия улиц, городов, во многом условия жизни. Митьки перестали пить, а некоторые из них успешно трудятся. Максим с Федором по-прежнему шагают мимо нас — похмельные, смущенно улыбающиеся. Вне времени. В своей книге «Максим и Федор» Шинкарев, по его же словам, отразил лучшую модель поведения человека на все времена. Модель, при которой можно оставаться счастливым. «В "Максиме и Федоре", как и в других моих книгах, действуют весьма недалекие и совсем не успешные люди, что не мешает им жить и быть счастливыми. Это лучшая модель поведения на все времена, а сейчас особенно»,— уверен Владимир Шинкарев.
Первоначально, кроме самого автора манифеста, в группу «Митьки» вошли Дмитрий Шагин, Виктор Тихомиров, Александр и Ольга Флоренские, Василий Голубев, Александр Горяев, Андрей, Филиппов, Владимир Яшке и другие. Среди тех, кто принимал участие в совместных выставках «Митьков», в разное время были: музыканты Борис Гребенщиков (признан российскими властями иноагентом) и Виктор Цой, Алексей Хвостенко и Сергей Чиграков, Юрий Шевчук и Вячеслав Бутусов.
«Начиная с 1990 года от "Митьков" все по одному и отваливались, например, Александр Флоренский. По-хорошему, тогда и надо было "кончить" "Митьков", и, может быть, они остались бы уважаемым в народе движением. А сейчас это уже убогое явление. "Митьков" на свои выставки могут приглашать только дураки. Все дело в том, что группа художников может существовать вместе лет пять максимум: они активно работают, делают общее дело. Но если срок затягивается, то это уже делается не ради искусства, а ради большой выгоды, которую художественное объединение приносит»,— говорил Владимир Шинкарев в 2008 году.
Сегодняшний Владимир Шинкарев — весьма строгий художник, автор множества минималистичных полотен. Кому-то они покажутся мрачноватыми, но сам автор говорит, что его картины всего лишь соответствуют нынешнему мироощущению. Для него живопись — абсолютно самодостаточное, не терпящее суеты занятие. Возможно, поэтому автор не стремится часто выставляться, занять собой как можно больше художественного пространства.
Всему в жизни и творчестве приходит свое время. Сегодня Шинкарев пишет питерские пейзажи, предпочитает спокойные, порой сумрачные, неяркие краски. Свою выставку, устроенную в 2021 году в музее современного искусства «Эрарта» художник назвал «Мрачные картины». Сам Шинкарев считает такое название скорее провокативным, побуждающим к возражениям и спору.
Работы художника находятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
В 1992 году по книге Владимира Шинкарева «Митьки» был снят полнометражный анимационный фильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер».
В 1997–1999 годах художник работал над шестнадцатью картинами о знаменитых литературных произведениях; этот проект он назвал «Всемирная литература». Среди проиллюстрированных им книг — «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Страдания юного Вертера» Гете, «Евгений Онегин» Пушкина, «Превращение» Кафки, «Конармия» Бабеля, песня «Елочка».
Владимир Шинкарев любит писать пейзажи и сюжетные картины сериями. Даже один и тот же сюжет он может написать дважды. Некоторые картины, как признается художник, он пишет десятилетиями.
В марте 2008 года Владимир Шинкарев публично заявил о своем разрыве с «Митьками». Причиной его выхода из арт-группы стало несогласие с общественной деятельностью другого лидера движения — Дмитрия Шагина, ставшего членом петербургского предвыборного штаба Дмитрия Медведева.
В 2014 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова, Владимир Шинкарев участвовал в арт-проекте «Лермонтов за углом». В рамках проекта художники, которые в разное время входили в группу «Митьки», проиллюстрировали жизнь поэта в Петербурге. Каждый — в характерном для него стиле, но и не отклоняясь далеко от общего стиля митьковского движения.
В разное время входившие в группу «Митьки», в характерном для движения стиле проиллюстрировали карту событий, связанных с жизнью поэта в Петербурге. Было создано 16 плакатов, которые размещались на станциях петербургского метрополитена и в городской среде.
Художник далек от «ярмарки тщеславия», которая правит бал в современном искусстве. Это не удивляет, если вспомнить, что именно Владимир Шинкарев придумал когда‑то миф под названием «Митьки». Причем сначала появилась книга, которую художник сочинил, работая в котельной, а потом каким‑то чудом она материализовалась и вызвала к жизни группу «Митьки», куда вошли Митя Шагин, Александр Флоренский, Виктор Тихомиров и другие живописцы. Образ митька — симпатичного пофигиста, равнодушного к материальным благам, чуточку блаженного, доброго и ласкового, — имел такой успех, что вызвал волну подражаний, интерес журналистов, а книгу Шинкарева растащили на цитаты. В искусстве Петербурга конца 80 – 90‑х годов прошлого века тон задавали две группы — «Митьки» и Новая академия изящных искусств Тимура Новикова.
Но, как это часто бывает, творческая энергия, питавшая «Митьков», постепенно иссякла. Группа распалась, и каждый из ее членов побрел дальше в искусстве своим путем. Владимир Шинкарев в последние десятилетия занимается «собственно живописью», которую называет иногда «таинственным эзотерическим занятием», и не стремится к публичности. Выставки своих картин устраивает не слишком часто.
Тем более рекомендую не пропустить юбилейную экспозицию в «Атосе». Здесь выставлено всего 18 работ — от ранних, датируемых серединой 1970‑х годов («Портрет Игоря Константинова», философа, которого Шинкарев называет своим учителем), до самых новых, созданных в этом году («Яма», «Обводный канал»).
Сравнительно недавно, в 2022 году, написана картина «Малхолланд драйв», продолжающая цикл художника, посвященный кинематографу минувшего столетия. В основном он пишет картины, посвященные старым фильмам, снятым великими режиссерами, будь то «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, «Набережная туманов» Карне, «Рокко и его братья» Висконти, «Ночь» Антониони…
В его многочисленных пейзажах Ленинграда — Петербурга мне всегда чудилось что‑то от кино Антониони — его «трилогии отчуждения» («Приключение», «Ночь» и «Затмение») и еще — «Красной пустыни». Пейзажи, конечно, есть на выставке: «Михайловский замок», «Малый Конюшенный мост», «Смоленка»… Если же говорить о предшественниках художника в живописи, можно назвать представителей ленинградской пейзажной школы 1930 – 1950‑х годов — Николая Лапшина, Александра Ведерникова.
Город у Шинкарева по большей части безлюден и словно равнодушен по отношению к человеку. Лаконичные, монохромные пейзажи часто безлюдны. А если люди и появляются, то обычно это маленькие фигурки, данные силуэтом. В колорите преобладают серый, белый, иногда тревожный оранжевый, черный. В тончайших нюансах. А сама поверхность холста живая, она дышит, мерцает, передает мягкость снега, царапающую жесткость льда, текучесть воды, отражающей небо. Художник часто использует эффект «сфумато», когда изображение окутано дымкой, маревом, чуть размыто. Дух Петербурга передан в картинах Владимира Шинкарева так точно, будто он сам, по своей воле, вселился в холсты. В них есть волшебство. Как в стихотворении Роальда Мандельштама:
Знай, что там,
вдалеке,
На хрустальной реке
Дни и ночи мой город стоит,
Белой дымкой повит,
Он на землю струит
Голубые каскады огней.