Первая петербургская биеннале "Фехтование в искусстве" открылась в первый понедельник апреля 2009 года в галерее Navicula Artis на Пушкинской, 10.
Каждый год в первый понедельник апреля они с друзьями берут в руки клинки, а друзья друзей кисти, кто-то глину или карандаши.
На Пушкинской улице, 10 открылась действительно любопытная выставка. Петербургский андеграунд поздравил с четырехлетием фехтовальный клуб.
Что из этого вышло, увидел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
Со шпагой в руках, немножко похожая на героя компьютерной игры, организатор выставки Алина Тулякова рассказывает, что фехтует недавно и для нее это вовсе не спорт.
Алина Тулякова, организатор выставки: «Это спорт, это тяжелая профессия. Ей нужно отдать всю жизнь, а иначе негде фехтовать. А я хочу фехтовать в гостиной, дома, с друзьями. У меня абсолютно другой подход. Мне нужно биться за медали».
Для художников выясняется, это в последнюю очередь спорт. Ника, она же Елена Богданова, решила для себя, что это танец.
Ника, художница: «Как только мне Алина предложила участие в выставке, у меня сразу щелкнуло в голове эта тема. То есть то, как фехтуют балетные».
Олег Евгеньевич Котельников Д’Артаньяна не любит, к фехтованию относится без трепета, что видно. И с удовольствием рассказывает анекдоты о трех богатырях и трех мушкетерах.
Олег Котельников, художник: «Кто-то из них первый, кто-то второй входит, решили разобраться. Два лидера вышли. Крики, визг, удары. Входит богатырь и, отряхивая палец, говорит: „Ах, он, чуть проволокой глаз не поцарапал“».
Это гравюры из учебника по фехтованию XVIII века Доменико Анжело. Уже тогда он выдержал семь переизданий. Но сегодня, конечно, имеет не утилитарную, а художественную ценность. Так же как, например, полотна Ивана Сотникова.
Фехтовальщики могут выглядеть очень по-разному. Единственное, что их объединяет, — это шпага в руках и, как правило, достаточно изящный вид. Тому, кто не обладает ни тем, ни другим, здесь предлагают просто любоваться на них.
Сегодня любовались и настоящими фехтовальщиками. После чего один из художников Андрей Хлобыстин заметил, что и фехтование, и живопись — это по сути одна и та же каллиграфия, искусство красивых и точных движений. Сравнение было изящным, Ивана Сотникова на выставке не было. В общем, возражать никто не стал.
Сегодня фехтование олимпийский вид спорта. Единоборство с применением холодного оружия, причем наряду с рапирами и шпагами используют сабли, длинные палки и даже карабины. Спорт чрезвычайно искусственный: тело закрыто металлизированной одеждой, а поединком управляет электрический аппарат, регистрирующий уколы определенного давления.
Никаких травм, но и никакой романтики. Где они, школьные драки на линейках и указках. Фехтование превратилось в бильярд. А ведь когда-то было изысканной гимнастикой для дворян: покрасоваться, кровь разогнать, осанку поддержать, придать грациозности манерам.Эту несправедливость давно и усердно исправляют многочисленные клубы исторического фехтования, стремящиеся вернуть интерес к самому утонченному и вежливому из боевых искусств.
Один из них, Санкт-Петербургский фехтовальный клуб, претендует на лидерство не только громким названием, но и просветительской деятельностью: уже несколько лет массово отмечает День фехтовальщика, устраивает поединки на пленэре и помимо мастеров спорта и актеров активно привлекает художников. А теперь собирает из их работ выставку, приуроченную к знаменитой литературной дате: в первый понедельник апреля 1625 года темпераментный шевалье Д’Артаньян въехал в городок Менг на рыжей бесхвостой кляче, немедленно нарвался на кардинала Ришелье и влетел в самый эпицентр придворных интриг.
На выставке сойдутся в галантном обмене уколами митьки и воспитанники Академии художеств, фотографы и скульпторы, а также собственно фехтовальщики: на экране покажут фильм Бориса Казакова «Стрекозы» со сценой поединка, а гостей вернисажа обещают развлечь боем на шпагах с дагами (короткими кинжалами для левой руки) в традициях XVII века, — состязание фейхтмастеров, скорее всего, выплеснется из галерейной комнаты на видавшую виды лестницу Пушкинской, 10.
В экспозицию включены старинные гравюры Джеймса Гвинна из трактата по фехтованию Доменико Анджело, итальянского мастера XVIII века, благодаря которому боевое искусство шпаги было признано ценной спортивной дисциплиной, но в основном представлены современные вариации на тему дуэли.
Психологический этюд идеолога митьков Владимира Шинкарева «Неравный бой» написан по мотивам американского фильма 1923 года «Скарамуш»: романтически растрепанный герой сражается с элегантным господином в напудренном парике, и об исходе поединка нетрудно догадаться по уверенно-небрежной позе последнего. Владимир Соловьев, тоже из митьков, картиной «Кэндо» признается в пристрастии к фехтованию мечом и самурайским принципам ведения боя. Петр Рейхет, когда-то обличавший китобойный промысел, живописует «Смерть поэта».
Битвы и всадники соседствуют с натюрмортами с оружием и доспехами, напоминающими воинские трофеи в архитектурном декоре классицизма; среди рыцарей, шлемов и булав выделяется скульптура архангела Михаила. Ну да, не все же о дуэлях, надо и о душе подумать. И об аптечке. Нынешнее неолимпийское фехтование походит на современное искусство: зрелищно и травмоопасно.
Галерея Navicula Artis, с 6 до12 апреля
Валькирия, ласкающая берсерка после его разминки на утренней мясорубке в Валгалле; Жанна Д’Арк, поднимающая своих капитанов на приступ Турели; Лариса Рейснер, ведущая матросов-анархистов на апроприацию: в истории высокий смысл кровавой сече сплошь и рядом придает женщина. Она же, варя борщ, управляет отупевшим от безволия и отчужденным от оружия современным казаком. Эта отчужденность мужчин от Меча – символа независимости, героизма и правосудия, от походных авантюр и охотничьей романтики имеет далеко идущие последствия в психическом состоянии общества. Женщина все равно пройдет свое посвящение через деторождение, но юношеский вертикализм, начинающийся с игры в солдатики, «Тремя мушкетерами» и «парусами «Крузенштерна» так и не завершается инициацией во взрослую ответственность. Шпаги звон быстро меняется на звон бокала, а там «пара-пара порадуемся» и вся воинская куртуазность отдается на откуп Боярскому, гардемаринам и «кадетству».
Галантно-аристократические Сирано с Дон Кихотом давно задвинуты молодежным экстримом и компьютерными «мочилками». На компенсирующую роль претендует деятельность расцветающего ныне движения военно-исторических и патриотических клубов, зародившееся еще в эпоху застоя на истфаке ЛГУ в кружке «бонапартистов». В этой ситуации Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, возглавляемый подвижницей Алиной Туляковой занимает особое место. Во-первых, потому, что базой для них является именно искусство фехтования, а не пуговица на реконструированном костюме ряженного. Во-вторых, Алина, с 1980-х годов ставшая заметной фигурой арт-сцены, настойчиво подчеркивает отличие искусства классического фехтования от спорта, который сравнивает с коммерческим ремеслом художников — «профессионалов». Как в живописи, музыке, кулинарии, любви – в искусстве боя удачливые специалисты ныне повсеместно пытаются подменить фигуру гения. Четвертый день рождения Клуба, традиционно справляемый в первый понедельник апреля, когда шевалье Д’Артаньян эффектно въехал в город Менг, Алина отмечает выставкой «Фехтование в искусстве», к которой привлечены лучшие художественные силы.
Помимо гравюр из учебника по фехтованию XVIII в. Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн) экспонируются произведения живописи, графики и скульптуры в большинстве своем сделанные специально к выставке. На фоне звона и скрежета стали звучат имена В.Шинкарева, Т.Новикова, О.Котельникова, М.Алексеевой, И.Сотникова, Ю.Молодковца, И.Васильевой и др. Выставка сопровождается демонстрацией боя XVII в. на шпагах с дагами фехтмейстера Руслана Каприлова и клуба исторического фехтования «Парад-Рипост», а так же фильмом Бориса Казакова, где все действие подводит к заключительной сцене поединка.
В понедельник в петербургской галерее Navicula artis открылась выставка «Фехтовальщики». Кураторы попытались разыскать в работах современных художников рыцарей плаща и шпаги.
Navicula от прочих галерей, расположившихся в знаменитом арт-центре «Пушкинская, 10», уже давно отличается совершенно не свойственной этому арт-центру политикой. В ней с готовностью выставляют не только бородатых «братушек» из старой гвардии отцов «Пушкинской», но и посторонних художников различной степени актуальности. Иногда галерея оказывается в центре внимания, как год назад, когда Григорий Ющенко показал тут свою «Рекламу наркотиков», нарисованную на афишах. А «Пятый канал», если кто забыл, приволок зачем-то шансонье Елену Ваенгу, и она учинила скандал. Одним словом, «Навикула» не дряхлеет, в отличие от своих соседей, и старается по возможности держать нос по ветру. И в плане того, что выставлять, и в том, как это делать.
Вот и теперь галерея, кажется, перенимает практику Русского музея: сделала выставку-ретроспективу. Естественно, в своих масштабах. В Русском все размашисто: «Дорога в русском искусстве», а тут выбрана вполне камерная тема — фехтование. Но есть у нее помимо камерности еще одна особенность. Уж больно она странная. Возникает законный вопрос: почему именно фехтование в современном искусстве, а не футбол, например. Ответ прост, и, может быть, он кого-то даже разочарует. Выставку посвящают дню рождения вполне конкретного Санкт-Петербургского фехтовального клуба. Но концепции, в общем-то, из таких вот примитивных вещей и рождаются. Могла она появиться и здесь — были все шансы. К тому же и дата для выставки была выбрана остроумно. Если вспомнить Дюма, именно в первый понедельник апреля началось действие «Трех мушкетеров».
«Фехтовальщики» изначально имели все шансы стать маленькой главой из энциклопедии современного отечественного искусства. И язвить над выставкой, сравнивая ее, скажем, с концертом ко дню милиции, не стоит. Тут налицо серьезная кураторская работа, и цель — вовсе не рассказать о том, как опасна и трудна служба человека с рапирой, а создать цельную, гармоничную и законченную главку из этой самой энциклопедии. Тут есть и неоклассицист Тимур Петрович Новиков, и его сподвижник Олег Котельников, и близкий к их кругу нынешний священник Иоанн Сотников, и «митек» Владимир Шинкарев, и еще многие-многие другие. Если бы не выставка, даже поклонник современного искусства не вспомнил бы ни шинкаревского «Неравного боя», где шевалье в белых париках и белых рубашках на белой земле дерутся на белых рапирах, ни новиковскую «Железную маску». Что лишний раз подтверждает, что сам образ фехтовальщиков живет в современном искусстве, хотя и не является особенно ярким и важным.
Казалось бы, тут чистое раздолье для куратора. Сидеть, копаться в коллекциях, вызволять забытые работы известных художников, подходящие по формату, и грамотно выстраивать из них цельную экспозицию. Вот с последним в «Навикуле» как раз возникли проблемы. Работы нашли. Фехтовальщиков не обидели. А выставка, тем не менее, оставляет посетителя хладнокровным. Единственная реакция: «Надо же, я и не замечал у Новикова этой работы!» Уж слишком тут все пущено на самотек. Уж слишком много доверия шпаге как образу. Хотя образ-то и не складывается. Есть художники и фотографы, есть фехтовальщики, есть даже старинные гравюры из трактата по искусству владения рапирой. А в единую полноценную картину это все не соединяется, работы остаются заезжими гастролерами. И уж очень сильно ощущается, что сначала появилась идея как таковая, и уже потом под нее подгоняли все остальное. А может, просто «Навикула» в ретроспективах не очень поднаторела — дальше что-нибудь толковое выйдет. Ко дню милиции как раз и поспеют.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 марта. В понедельник, 6 апреля, в 16 часов в петербургской галерее Navicula Artis на Пушкинской,10 откроется выставка «Фехтование в искусстве», сообщают «Росбалту» организаторы выставки.
Посетителям будут представлены живопись, графика, скульптура, фотографии. В экспозиции — гравюры из учебника по фехтованию XVIII века Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн), работы Тимура Новикова, Андрея Дмитриева, Владимира Шинкарева, Марины Алексеевой и других.
В рамках вернисажа пройдет бой образца XVII века на шпагах с дагами, демонстрация фильма Бориса Казакова «Стрекозы», пресс-конференция, посвященная ежегодному петербургскому празднику «День Фехтовальщика» (пятый День фехтовальщика состоится 24 мая 2009 года в Петропавловской крепости).
Традиционно днем рождения Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба считается первый понедельник апреля, когда знаменитый шевалье Д’Артаньян столь эффектно появился в городке Менге. СПбФК – первая и единственная организация, объединяющая самых разных людей по одному общему признаку: любви к искусству фехтования. Ее членом может стать каждый, кто занимается или хочет заниматься фехтованием, интересуется историей «искусства защиты», любит холодное оружие, ценит ум и красоту фехтовальной науки, чей слух ласкает звон клинков, кто понимает непреходящую ценность искусства фехтования.
В нынешнем году Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб отметит свое четырехлетие.
Выпуск: bladeist / Холодное оружие
Дата: 03.04.2009
6 апреля 2009 года, в 16:00, в Санкт-Петербургской галерее «Navicula Artis» (www.navicula.ru, ул. Пушкинская, 10) откроется выставка «Фехтование в искусстве». Выставка приурочена к 4-ой годовщине «Санкт-Петербургского фехтовального клуба» (с 2005 года, СПбКФ, www.fencing-club.ru), чьё основание отмечается в первый понедельник апреля.
На выставке «Фехтование в искусстве», как следует из названия, будет тематически представлены экспозиции:
— графика: некоторые из 47 гравюр художника Джеймса Гвинна (James Gwynn, 1700—1769), сделанные им для лондонского учебника по фехтованию 1763 года «Школа фехтования, с пояснением основных действий и позиций, свойственных искусству» (ит. «L'Ecole des Armes, avec l'explication générale des princpales attitudes et positions concernant l'Escrime. Dediée à [sic.] Leurs Altesses Royales Les Princes Guillaume-Henry & Henry-Frédéric», англ. «The school of fencing with a general explanation of the principal attitudes and positions peculiar to the art», перевод на русский — 1787 год), автором которого был итальянец Доменико Анджело (Domenico Angelo Malevolti Tremamondo, 1716(1717?)—1802);
— живопись (картины): Марина Алексеева «Битва», Юрий Белов «Натюрморт с доспехами», Ника (Богданова) «Изящно», Ирина Васильева «За кардинала!!!», Тимур Новиков «Железная маска», Андрей Пашин «...где-то звенит трамвай», Пётр Рейхет «Смерть поэта», Владимир Соловьёв «Кэндо», Виктор Тихомиров «Поединок с самим собой», Владимир Шинкарёв «Неравный бой», а также творчество Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Андрея Хлобыстина, дизайнера Андрея Дмитриева («Эмблема „Санкт-Петербургского фехтовального клуба“») и других;
— скульптура: Мария Мануйлова «Архангел Михаил», Павел Шевченко «Всадник»;
— фотография: Сергей Свешников «Фехтовальные натюрморты», Сергей Архипецкий, Юрий Молодковец и Алексей Алексеев «Фехтмейстер Руслан Каприлов».
Кроме этого будет:
— пресс-конференция, посвящённая ежегодному (с 2005 года) петербургскому празднику «День фехтовальщика», который в 2009 году будет уже пятым по счёту и пройдёт 24 мая в Петропавловской крепости;
— 9-минутный документальный фильм режиссёра экспериментального кино Бориса Казакова «Стрекозы» (9 минут, 2007 год);
— демонстрация боя XVII века на шпагах с дагами (дага — особого вида кинжала со сложной гардой, который держат в левой руке и могут использовать как парное оружие к шпаге, гарда — часть рукояти, сделанная в виде чаши для защиты руки). Бой реконструирует санкт-петербургский любительский Клуб европейского исторического фехтования «Парад-Рипост» во главе с его руководителем Русланом Каприловым.
Возможно, также будет выставлена мини-коллекция одежды, созданная СПбКФ вместе с модельером Полиной Раудсон (www.polinaraudson.ru, бренд «Polina Raudson») в честь Миледи из романа Александр Дюма (Alexandre Dumas, 1802—1870) «Три мушкетёра» («Les Trois Mousquetaires», 1844).
Галерея «Navicula Artis» основана в 1992 году, в 1998-м стала частью товарищество нонконформистского «искусства» «Свободная культура», в это же время она переехала в арт-центр «Пушкинская, 10». Галерея, кроме того, что «представляет проекты современных художников в изящном и лаконичном аналитическом обрамлении», также славится эпатажем (так, в апреле 2008 года Госнаркоконтроль расценил выставку «художника» Григория Ющенко «Реклама наркотиков» за пропаганду наркотиков).
Выставка проработает до 12 апреля 2009 года.
Выпуск: Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Автор: A.Lyashko
Дата: 30.03.2009
В понедельник, 6 апреля 2009 года
В 16 часов в галерее Navicula Artis на Пушкинской,10 откроется выставка "Фехтование в искусстве". Живопись, графика, скульптура, фотография.
На вернисаже:
Искусство фехтования. Бой 17 века на шпагах с дагами. Руслан Каприлов и клуб исторического фехтования "Парад - Рипост"
Демонстрация фильма Бориса Казакова "Стрекозы"
Пресс-конференция, посвященная ежегодному петербургскому празднику "День Фехтовальщика" -
пятый День фехтовальщика состоится 24 мая 2009 года в Петропавловской крепости.
В экспозиции:
- графика: гравюры из учебника по фехтованию 18 века Доменико Анджело (художник Джеймс Гвинн),
Тимур Новиков "Железная маска", Андрей Дмитриев "Эмблема СПб Фехтовального Клуба"
- живопись: Владимир Шинкарев "Неравный бой", Марина Алексеева "Битва",
Юрий Белов "Натюрморт с доспехами", Петр Рейхет "Смерть поэта",
Виктор Тихомиров "Поединок с самим собой", Ника (Богданова) "Изящно",
Андрей Пашин "...где-то звенит трамвай", Владимир Соловьев "Кэндо",
Ирина Васильева "За кардинала", Олег Котельников, Иван Сотников, Андрей Хлобыстин
- скульптура: Павел Шевченко "Всадник", Мария Мануйлова "Архангел Михаил"
- фотография: Сергей Свешников "Фехтовальные натюрморты", Сергей Архипецкий, Юрий Молодковец