Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб

Газета «Санкт-Петербургские ведомости». «То фехтование, которому учили Пушкина»

Газета Санкт-Петербургские ведомости.
05 апреля 2017
Анастасия Долгошева

 

 

 

 

 

Петербурге идут Дни фехтовальной культуры. Мы уже привыкли и к другим общедоступным затеям Санкт-Петербургского фехтовального клуба (Гранд Ассо и День фехтовальщика), и к его принципу «фехтование для всех» вне зависимости от ловкости, возраста и комплекции. В первый понедельник апреля клуб отметил день рождения (как помним, один гасконец въехал в Менг именно в первый апрельский понедельник) и направил письмо Алишеру Усманову. Он не только один из влиятельнейших людей в мире (по версии «Форбс»), но и мастер спорта по фехтованию, и без малого 10 лет — президент Международной федерации фехтования. У главы клуба Алины ТУЛЯКОВОЙ мы выяснили подробности.

Петербург уже привык: незадолго до Дня города у Петропавловки отмечают День фехтовальщика. ФОТО из архива А. Туляковой

 

— Алина, а что в письме к господину Усманову?

— Я лучше скажу, почему мы его написали. Алишер Бурханович ратует за привлечение широкого интереса к фехтованию, но в спорте все изменилось после введения электрофиксации: уже не то что публика — сам боец может не заметить укола. Зрелищным это не назовешь.

Нам кажется, интерес нужно привлекать через классическое фехтование — условно говоря, то, которое преподавали Пушкину в лицее и которое мы продвигаем уже 12 лет.

Но традиция классического фехтования, предтечи современного спорта, утрачивается. Еще есть ее носители, великие, у которых, что называется, «понимание в руках». Но им 80, 70, 65 лет. И, боюсь, линия может прерваться.

— Почему?

— Потому что сегодня упор делается на спорт, а не на физическую культуру (подчеркиваю слово «культура»). А в современном спорте не востребовано все многообразие фехтовальных приемов. Спорт сейчас ставит один приоритет — победу, схватка длится секунды. Виктор Францевич Жданович (трехкратный олимпийский чемпион. — Ред.) говорит, что раньше фехтование было как шахматы, а теперь — шашки, причем не стоклеточные, а «чапаевцы».

Спорт ушел от исторических корней фехтования, от сути боевого применения оружия. Один мастер (что интересно, американец) сказал: «Классическое фехтование — это не возвращение к прошлому, а возвращение к правде».

— И в чем правда?

— В том, чтобы показать красоту фехтования. Формально для победы достаточно было бы просто ткнуть шпагой навстречу. Но классическое фехтование — искусство, процесс, а не результат. Игра клинков, многочисленные защиты-ответы с целью обыграть противника, заставить его раскрыться, чтобы нанести решающий укол. Именно это интересно.

Это один из видов общения: можно наорать — и разговор окончен, а можно долго с увлечением беседовать. Но это «искусство диалога посредством оружия» просто вылетело из Олимпийских игр. Спортивное фехтование и «классика» — это разница мировоззрений, разница поведения, целей. Я не ругаю спорт — у него просто другие задачи.

Были ведь отличные мастера. Был Д,Ориоля (1928 — 2007, четырехкратный чемпион Олимпийских игр. — Ред.), которого Международная федерация фехтования назвала лучшим фехтовальщиком ХХ века — к слову, Ждановичу удалось его победить. Так вот, был Д,Ориоля, а потом пришли, как говорит Виктор Францевич, люди «со специалитетом». И вот Д,Ориоля становится в красивую стойку, а противник придумал такой фокус — контратака с наклоном туловища. То есть поражаемое пространство наклонено, голова наклоняется и дополнительно закрывает поражаемое пространство — попасть в него трудно. Смотрится некрасиво — зато победил.

Спорт открыт единицам. У нас преподает Михаил Шеремет (мастер спорта СССР по фехтованию на рапире. — Ред.): когда он пришел в спортивное фехтование, из всего набора 100 человек отсеялись 99. И жизнь в спорте короткая.

— Клуб общается с европейскими мастерами — а в Европе как дела обстоят?

— Мы сотрудничаем с движением, которое занимается историческим фехтованием. Это HEMA (Historical Europian Martial Arts). К нам приезжал президент Римской академии фехтования маэстро Франческо Лода, лучший фехтовальщик на шпаге с дагой (кинжал для левой руки. — Ред.), он сказал: «Я уважаю классическое фехтование и считаю, что оно должно занимать больше места. Но многие не понимают, что это такое». В Европе у многих тоже путается в головах фехтование как искусство и как спорт.

Вообще если тех, кто хотел бы заниматься фехтованием, считать за 100%, то к нам могли бы прийти 90%. Только 10% «интересны» спорту. Если к нам приходит ребенок младше 8 лет, и мы видим, что это талантище, — советуем попробовать в спорте. Но такой — большая редкость. Остальных либо не возьмут, либо быстро отсеют.

— Кто к вам приходит?

— В первую очередь дети. Причем в школе «Плащ и шпага» мы начинаем с занятий пластикой, с жонгляжа — чтобы восстановить координацию, потерянную в посиделках за компьютером. И только потом приступаем к фехтованию.

Занимаются ребята до 10-го класса, когда начинается напряженная подготовка к поступлению в вуз. Потом возвращаются уже студентами.

Приходят из кадетских классов; обратились из фонда «Милосердие и забота о детях Чернобыля» — с ними занимаемся.

В сентябре приходит много легкомысленной молодежи: чуть позанимаются, селфи сделают, в «Инстаграм» выложат — и на этом все кончается. Но некоторые остаются.

Есть взрослые романтики всех возрастов. Вот, пришел один человек с сыновьями, у которых уже свои дети. Они любят фехтование, но у них нет «спортивных результатов».

— Вы прорывались к властям Петербурга с проектом Дома фехтования. Что бы это было?

— По поводу Дома фехтования я и написала Алишеру Усманову. Сейчас наши культурные акции мы устраиваем то в одном месте, то в другом, самим фехтованием занимаемся в ДК Ленсовета, но взрослым можем посвятить только один вечер в неделю.

А в идеале должно быть «погружение в атмосферу». И ежедневные занятия, и места для зрителей, поскольку публичные поединки — тоже традиция с XVIII века: такой-то вызывает такого-то — и дамы с восторгом наблюдают. Должен быть лекторий: сейчас в разных странах фехтовальщики с учеными степенями пишут работы по истории фехтования, по практике. Например, Франческо Лода проводил у нас семинар по римско-неаполитанской школе: в Италии с приходом Наполеона восторжествовала французская школа фехтования, а в Неаполе сохранилась подлинно итальянская.

Профессор Карин Верелс, представитель Бельгии в международной федерации HEMA, ведет в Париже переговоры, чтобы историческое фехтование было внесено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Наше классическое фехтование тоже туда входит. Сейчас собираем документы: я в Публичке сижу, зарубежные единомышленники — в своих национальных библиотеках и университетах.

Дом фехтования — это отправная точка возвращения фехтования классического. Центр подготовки инструкторов для всей страны. Преемников.

За 12 лет фехтование вошло в культурную жизнь города: перед праздником День фехтовальщика меня уже комитет по культуре не отсылает в спорткомитет, все понимают, что это культурное мероприятие. Но помещения не дают. А нам при всем энтузиазме — не потянуть.

— Алина, если подытожить: с ваших слов, фехтование — такой, в общем, разговор по душам. Но вы ж не икебаны делаете, вы «разговариваете» посредством того, что ранит.

— Но жизни свойственны вызовы. Каждый вступает в единоборство с теми или иными препятствиями. Просто в нашем случае мы проявляем свои личные качества и улучшаем их при помощи оружия, а соперник требует от нас концентрации мысли, быстроты, точности.

Я это так и рассматриваю. Я всегда хотела научиться фехтовать, но не было возможности. Повела сына в кружок во Дворец пионеров, надеялась, что подсмотрю — ничего подобного: родители сидят у гардероба, смиренно ждут. Помню, когда наконец появилась возможность заниматься — какое это было счастье! Досадно только, что сейчас с этими организационными заботами на само фехтование уже сил не остается.

…Вы знаете, я бы так определила нашу главную задачу. В петербургской Академии художеств преподают в неизменном с XVIII века виде основы рисования — и мы должны сохранить основы фехтовального искусства. Вне зависимости от моды, правил и оборудования.

 

Результат

Это  наше письмо к г-ну Усманову было последним.

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб на протяжении трёх лет тщетно обращался к г-ну Усманову. По адресам всех федераций и фондов послали десять писем.

В письмах мы подробно рассказывали Алишеру Бурхановичу Усманову о нашей деятельности, о празднике День Фехтовальщика.

Федерация Фехтования России в мае 2017 года выступила спонсором праздника День Фехтовальщика.

От г-на Усманова ответа мы снова не получили.

В сентябре 2017 года Международная федерация фехтования объявила вторую субботу сентября Всемирным днем фехтования.

С новым праздником фехтовальщиков поздравил президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов.

Федерация Фехтования России отказалась в дальнейшем спонсировать Петербургский праздник День Фехтовальщика.