Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб

Ассамблея Гранд Ассо 2016

Пресс-релиз

ФИЗВОСПИТАНИЕ В ДВОРЯНСКОМ СТИЛЕ

Дата и время:19.11.2016 в 12:00
МестоДворец культуры им. Ленсовета, Каменноостровский пр.42
Условия входаВход свободный

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб отмечает 5-летие Гранд-Ассо в Петербурге и приглашает петербуржцев вспомнить исторические формы активного досуга — фехтование и танцы.

Гости Ассамблеи Гранд Ассо могут быть зрителями и активными участниками. В программе праздника: урок фехтования, вольные и призовые поединки, показательные выступления с фехтованием и танцами, мастер-класс по старинным танцам и консультации по историческому фехтованию.

Впервые Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб представляет «академическое фехтование», определяя его как рафинированное направление классики.

Олимпийский чемпион Виктор Жданович — идейный вдохновитель возвращения к истокам фехтовального искусства, говорит:
«Как знание азбуки от А до Я дает возможность писать романы — так старые правила давали весь классический алфавит фехтования. Вы должны изучить все буковки, а потом поэму слагать. В процессе схватки есть интерпретация, противник заставляет думать. Культура общения с человеком посредством оружия — это традиция, которой сопутствует культура, этикет».

Занятия фехтованием и танцами были обязательной частью хорошего образования и воспитания. В былые времена считалось, что «вместе с выправкою тела выправляется и душа».

На Ассамблее Гранд Ассо Пушкинская студия старинного танца представит танцы XIX века. Показательные выступления покажет Клуб европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».

По результатам ассо — вольных поединков, четверо лучших фехтовальщиков сразятся за приз Гранд Ассо 2016 — реплику рапиры XIX века Златоустовского завода. На клинке оружия выгравирован латинский девиз Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба «Жизнь коротка, искусство вечно».

Форма одежды: красивая и удобная, подходящая обувь.

Отчёт

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб - Ассамблея Гранд Ассо 2016

По традиции ведущие Гранд Ассо – режиссер Дмитрий Тейбер-Лебедев и актер Георгий Кобиашивили По традиции ведущие Гранд Ассо – режиссер Дмитрий Тейбер-Лебедев и актер Георгий Кобиашивили

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб отмечает 5-летие Гранд Ассо в Петербурге.

Ассамблея Гранд Ассо возвращает в наше время развлечения петербуржцев прошлых веков — общедоступные занятия фехтованием.

На Ассамблею Гранд Ассо собираются те, кто практикует искусство фехтования, чтобы испытать радость поединка на холодном оружии.

Встречаются фехтовальщики из разных городских клубов. Многие приходят просто посмотреть, но потом присоединяются к открытым урокам.

На Гранд Ассо можно сделать первые шаги в фехтовании, чтобы потом продолжить заниматься постоянно.

Танцы и классическое фехтование — два проверенных метода обретения хорошей физической формы и изящных движений.

 

Uq-0mrDXMEk Uq-0mrDXMEk
В атмосфере ассамблеи

Гранд Ассо — праздник на все вкусы и для всех возрастов. Приходят семьями.

Смотрят, как папа фехтует. Идут танцевать или тоже берут в руки учебное оружие.

Старинные танцы — мир особой красоты, напоминающий иллюстрации к классической русской литературе.

На Ассамблее Гранд Ассо 2016  была приятная атмосфера, сочетающая торжественный праздник с семейным собранием.

В честь 5-летия Гранд Ассо открывается торжественным полонезом с участием всех желающих Фото: Анастасия Луговкина В честь 5-летия Гранд Ассо открывается торжественным полонезом с участием всех желающих Фото: Анастасия Луговкина

Галерея

2016 Ассамблея Гранд Ассо. Фото: Анастасия Луговкина
2016 Гранд Ассо. Фото: СПбФК

Видео

Съёмка: Марина Чибисова. Ассамблея Гранд Ассо 2016. Академическое фехтование

Съёмка: Александр Сердюк. Ассамблея GRAND ASSAUT Гранд Ассо 19.11.2016. Клуб «Парад-Рипост»

Съёмка: Александр Сердюк. Ассамблея GRAND ASSAUT Гранд Ассо 19.11.2016. Группа сценического фехтования «Personae Dramatis»

Съёмка: Александр Сердюк. Ассамблея GRAND ASSAUT Гранд Ассо 19.11.2016. Наталья Якимова - Обухов Сергей

Съёмка: Александр Сердюк. Ассамблея GRAND ASSAUT Гранд Ассо 19.11.2016. Виталий Федоров - Николай Токарев

Подготовка к Ассамблее Гранд Ассо 2016. Занятия танцами под руководством Алексея Веретенникова

Участники

Комитет по проведению Гранд Ассо 2016

Режиссер-постановщик и ведущий Гранд-Ассо Дмитрий Тейбер-Лебедев

Ведущий и участник Гранд Ассо актер Георгий Кобиашвили

Главный судья Гранд Ассо 2016 Михаил Шеремет, мастер спорта СССР по фехтованию на рапире, мэтр классического фехтования С-Петербургского Фехтовального Клуба

Судья Гранд Ассо 2016 Руслан Каприлов, мэтр исторического фехтования С-Петербургского Фехтовального Клуба, фехтмейстер Клуба европейского исторического фехтования «Парад — Рипост»

Судья Гранд Ассо 2016 Шеламов Владимир Петрович,мастер спорта СССР по рапире, автор призового оружия, сделанного по образцу златоустовской рапиры 1827 года

Судья Гранд Ассо 2016 Леднёва Татьяна, мастер спорта СССР по рапире, учредитель С-Петербургского Фехтовального Клуба

Судья-протоколист Гранд Ассо 2016 Валерия Миронова, дизайнер одежды, автор костюмов для С-Петербургского Фехтовального Клуба

Танцмейстер Алексей Веретенников. «Пушкинская студия старинного танца»

«Personae Dramatis» — группа сценического фехтования школы «Regio Martia», руководитель Вера Чистякова

Организатор — Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, председатель Алина Тулякова

Фехтовальщики на Гранд Ассо 2016

Участники призовых поединков Гранд Ассо 2016

1. Якимова Наталья — победительница, завоевавшая призовую златоустовскую рапиру!
Занимается в Санкт-Петербургском Фехтовальном Клубе у Михаила Владимировича Шеремета.

2. Обухов Сергей — тренер Чернова Галина, МАФИ Сергея Мишенева.

3. Токарев Николай — занимается в Санкт-Петербургском Фехтовальном Клубе у Михаила Владимировича Шеремета.

4. Федоров Виталий — Клуб европейского исторического фехтования «Парад — Рипост», фехтмейстер Руслан Каприлов.

Участники вольных поединков Гранд Ассо 2016

1. Максимов Андрей — учитель Руслан Васильевич Каприлов, школа «Плащ и шпага» при СПбФК
2. Обухов Сергей — МАФИ
3. Герасимов Александр — «Спартак», СПбФК
4. Токарев Николай —  СПбФК
5. Коблова Екатерина
6. Росинский Игорь
7. Дугин Дмитрий — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
8. Юданова София — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
9. Ермолова Екатерина — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
10. Леонова Соня — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
11. Гигиняк Анастасия — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
12. Кручинин Алексей — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
13. Якимова Наталья — СПбФК
14. Костровский Илья — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
15. Давыдов Никита — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев
16. Сорокин Денис — Сеиф «Силуэт», фехтованием занимается у М.Шеремета и Р. Каприлова
17. Шумилин Андрей — Студия арт-фехтования «Ренконтр»
18. Федоров Виталий — Кеиф «Парад — Рипост»
19. Шверт Станислав — РК «Легенда»
20. Сафонов Платон — ТЮТ, сценическое фехтование педагог Д. Э. Тейбер-Лебедев

Программа

    Ассамблея Grand Assaut/ Гранд Ассо 2016

11.00 — 12.00 — регистрация участников

12.00 — 12.15 Торжественное открытие Ассамблеи Гранд Ассо.

Полонез, вальс. Танцмейстер Алексей Веретенников, «Пушкинская студия старинного танца» и все присутствующие.

Фехтовальная площадка:

12.15 — 12.45 Урок фехтования у Михаила Шеремета для участников Гранд Ассо.

12.45 — 13.45 Ассо. Вольные поединки

Танцевальная площадка:

12.15 — 14.00 «Пушкинская студия старинного танца»

Танцмейстер Алексей Веретенников. Танцы XIX века.

Мастер-классы для гостей Ассамблеи Гранд Ассо

13.45 -14.15 Выступления:

Клуб европейского исторического фехтования «Парад-Рипост»

Пушкинская студия старинного танца

«Personae dramatis» — группа сценического фехтования школы «Regio Martia»

14.15 Вручение дипломов всем участникам ассо

14.20 -15.00 Призовые поединки Гранд Ассо 2016

15.00 Закрытие Ассамблеи Гранд Ассо 2016

Выступает «Пушкинская студия старинного танца»

Объявление результатов призовых поединков

Вручение призовой рапиры Гранд Ассо 2016

Салют победителя

Правила

Правила проведения ассо по академическому фехтованию составленные на основании правил фехтования на рапире XIX — нач.ХХ в.в.

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1) «Определение. Ассо в фехтовании означает битву между двумя соперничествующими­ лицами, и потому в разговорном языке ввелось обычай говорить:биться ассо или делать ассо; сущность же заключается в том, чтобы при взаимной игре шпагами двух лиц, можно было соразмерять их ловкость, как в искусстве нанесения ударов, так и в умении от них защищаться.

Это упражнением может исполняться между учениками, достаточно утвердившимися в уроках, служа им практикою для усовершенствования в фехтовании. Цель практики заключается в приобретении ловкости и проворства в действиях и в определении превосходства между бойцми, обыкновенно выводимом из числа нанесенных ударов»

СИВЕРБРИК, Ив. «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах»

СПб. (Учебныя руководства для военно-учебных заведений. Составлены на основании наставления для образования воспитанников сих Заведений) В тип.Штаба Воен.-Учеб.Заведений, 1852.

Терминология

Ассо — «Вольным боем» называется вежливый поединок между двумя фехтовальщиками (или участниками);

если учитывается результат этого поединка, он называется «боем» ( на Гранд Ассо — призовые поединки — бои).

2) Возраст и состав участников

В ассо и боях могут принимать участие лица не моложе 16-ти лет обоего пола, имеющие навыки владения колющей техникой фехтования на лёгкой стальной рапире, и ознакомленные с данными правилами.

Моложе 16 лет могут принимать участие при согласии родителей и желательно в их присутствии.

3) Экипировка

Каждый участник поединка должен быть облачён в фехтовальную маску , колет (защитную куртку), перчатку с крагой на вооруженную руку.

Частично экипировка может быть предоставлена организаторами мероприятия.

Рекомендуется использовать дополнительное защитное снаряжение под одежду (необходима специальная защита для женской груди, мужчинам желательно иметь пластиковый нагрудник, раковину).

4) Оружие

спортивная рапира («fleuret»), стальной гибкий клинок с квадратным сечением и наконечником (пуандаре); витая или цельнометаллическая гарда; французская или итальянская рукоятка.

Использование ортопедической рукоятки типа «пистолет» нежелательно.

5) Обязанности и права участников

Участники соревнований обязаны:

знать порядок проведения Гранд Ассо и правила поединков

соблюдать правила ведения боя, быть вежливым со всеми

являться на поле боя с соответствующими правилам оружием и снаряжением;

перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;

объявлять о каждом пропущенном уколе, подняв указательный палец невооруженной руки и возгласом «Touchér!» — «ТушЕ»

«Когда укол получен, сторона, получившая его, должна признать это в принятой манере (поднять руку, сказать: «Туше»); если же она этого не признает, а в ответ еще и нанесет удар своему противнику, то ее следует признать нечестной».

(Альфред Хаттон «Холодное оружие Европы», 1889);

при попадании в маску противника следует немедленно принести извинение;

Участник имеет право:

временно остановить бой по ряду объективных причин: неисправность оружия или снаряжения и т. п.

Для этого надо с шагом назад поднять оружие и дважды стукнуть впереди стоящей ногой.

Участникам запрещается:

вмешиваться в работу судей, вступать с ними в пререкания или внешне выражать недовольство судейством;

снимать маску до объявления результата поединка старшим судьей;

покидать поле боя без разрешения старшего судьи;

наносить грубые уколы, удары, умышленно падать, захватывать или отклонять оружие невооруженной рукой, проводить борцовские приемы, совершать умышленные столкновения;

эмоциональные проявления и демонстрация ярости перед, во время и после поединка запрещены.

«Все эти привычки могут быть названы неприличными и потому не должны быть терпимы при столь благородном и приятном упражнении, как фехтовальное искусство»

«в ассо необходимее всего владеть собою,… сохраняя хладнокровие»

(И.Сивербрик)

6) Поле боя

отведенная для фехтования часть зала условно разделяется на поля боя для нескольких пар участников. Ассо делают под наблюдением арбитра или без него. Перемещения во время боя следует осуществлять с учётом ограничения «своей» зоны, не мешая фехтующим рядом.

7) Судьи

Судейство происходит на визуальной основе.

Проведение ассо возлагается на Судейскую коллегию.

Судейскую коллегию возглавляет главный судья.

На ассо число судей может быть от одного до пяти

На призовых поединках в судейскую бригаду входят старший судья и четверо угловых судей.

Запись результатов ведет судья-протоколист.

II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНЫХ ПОЕДИНКОВ

1) Бои проводятся на 3 укола (длительность не более 3х минут)

2) Каждый участник имеет право предложить любому из участников сделать ассо (провести поединок)

Получив предложение поединка, участник имеет право как согласиться, так и ответить отказом.

В случае согласия на поединок, оба участника обращаются к любому свободному арбитру или проводят поединок самостоятельно В этом случае бойцы самостоятельно ведут счёт поединка и следят за соблюдением правил.

Результат поединка сообщается судье-протоколисту

3) По окончании свободных поединков производится подсчет побед каждого участника. По результатам подсчета четверо, набравшие наибольшее число побед, приглашаются принять участие призовых поединках.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1) Способ держания оружия

Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукоятке.

Оружие держится одной рукой. Боец может, с разрешения старшего судьи, переложить оружие в другую руку. В этом случае он должен переодеть перчатку.

2) Салют в начале и при окончании поединка

Перед началом каждого боя, оба спортсмена должны приветствовать оружием (выполнить «салют») противника, арбитра и зрителей.

Равнозначно, после нанесения последнего укола бой не считается законченным, пока фехтовальщики не отсалютуют друг другу, арбитру и зрителям.

До того, как старший судья не объявит решения о победителе, бойцы должны оставаться на поле боя. После объявления победителя они должны встать на линии начала боя, снова отсалютовать оружием противнику, арбитру и зрителям, а также пожать друг другу руки.

3) Положение «к бою» («en garde»)

Участник, вызванный первым, занимает место на поле боя справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит оружие правой рукой, а другой – левой и если первым был вызван боец, держащий оружие в левой руке.

Участники принимают положение «К бою» («en garde») в начале боя и после остановок боя всегда на середине ширины поля боя

Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи «К бою»(«Еn garde!») и сохраняют полную неподвижность до команды «Начинайте!» («Allez!»).

После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос: «Готовы ли вы?» («Etes vous pret (e)»). При получении положительного ответа («pret (e)») обоих участников или при отсутствии отрицательного «non», он дает команду «Начинайте!» («Allez!») и соперники начинают боевые действия.

4) Начало, остановка и возобновление боя

Бой начинается по команде «Начинайте!». Никакой укол (удар), нанесенный до этой команды, не засчитывается.

Бой останавливается командой «Стой!»(«Halte!»)

Любой укол останавливает бой.

С момента подачи команды «Стой!» участник не может начать нового действия; если один из фехтовальщиков останавливается до команды «Стой!», и ему нанесен укол, то этот укол считается действительным; все, что происходит после этой команды, считается абсолютно недействительным.

Команда «Стой!» подается также в тех случаях, когда бой принимает опасный, беспорядочный или противоречащий Правилам характер; когда один из фехтовальщиков обезоружен; когда один из фехтовальщиков выходит за пределы поля боя или, отступая, приближается к зрителям или судье.

5) Судья может разрешить участнику покинуть поле боя только в исключительном случае. Если же фехтовальщик покинет поле боя без разрешения, к нему могут быть применены дисциплинарные наказания.

6) Ближний бой разрешается до тех пор, пока фехтовальщики могут нормально пользоваться своим оружием, а судья имеет возможность продолжать следить за их действиями.

7) Положение «кор-а-кор» (corps à corps) имеет место тогда, когда оба противника находятся в соприкосновении; в этом случае судья останавливает бой.

В поединке на рапирах запрещено создавать положение «кор-а-кор» (даже без грубости и жесткости).

В случае такого нарушения судья применяет к виновному участнику наказания, и любой укол, нанесенный виновным спортсменом, аннулируется.

8) Уклонения, перемещения и переходы

Перемещения и уклонения разрешены, только в пределах обозначенного пространства, включая и такие, когда невооруженная рука касается пола.

Запрещено во время боя поворачиваться спиной к противнику. В случае такого нарушения судья применяет к виновному участнику наказания и аннулирует укол, возможно нанесенный виновным фехтовальщиком.

Если поворот спиной выполняется в рамках боевого действия, в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.

Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола. После нанесения укола бойцы возвращаются на свои линии начала.

IV УСЛОВИЯ БОЯ

1) Способ нанесения уколов

Рапира является только колющим оружием.

«При упоре клинок рапиры загнуть дугою»

(Ив.Сивербрик)

«В конечном положении типового укола острие немного ниже гарды, клинок имеет прогиб примерно от 10 до 25 см»

(К. Т. Булочко «Фехтование М. : Физкультура и спорт, 1967)

2) Поражаемая поверхность

Поражаемая поверхность — корпус до пояса

В фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в поражаемую поверхность, которая ограничена:

внизу по линии, проходящей через верх вилки по бедрам (параллельно земле), ниже — не считается

вверху — краем воротника куртки;

с боков — швами рукавов, которые должны проходить через головки плечевого сустава.

«При фехтовании на рапире единственными ударами, которые следует засчитывать, являются те, которые наносятся в так называемую «place d’armes» (зона поражения)».

(А. Хаттон)

3) Защиты невооруженной рукой

Защиты невооруженной рукой запрещены.

«Примечание. В старину, когда правила фехтования применяемы были для дуэлей, допускалось, чтобы обороняющийся, схватив за клинок левою рукою, с безопасностью для себя поражал противника своего шпагою; но с развитием просвещения и с облагорожением искусства фехтования, т. е. с обращением его только к полезной цели, академиями введены неизменные правила и условия для действий в ассо, в числе коих положительно определено, чтобы левая рука не имела другого назначения, кроме украшения позиции, и служила вспомогательным средством при вставании ан-гард, давая перевес корпусу»

(И.Сивербрик)

4) Обоюдные уколы

«Встречные уколы (coups doubes), то есть такие, которые будут сделаны одновременно обеими сторонами с шагом вперед или выпадом не засчитываются»

(«Краткое руководство фехтования…» Составлено Лейб-Гвардии Волынского полка штабс-капитаном В.В. Андреевым. Варшава. 1907)

«Если оба противника сделали выпады одновременно и оба нанесли уколы сопернику, они не должны засчитываться ни одному из них»

(А. Хаттон)

« ..противные правилам обоюдные удары, называемые ку-пур-ку (coup pour coup ) или ку-фурре (coups fourrés)

(И. Сивербрик)

5) Укол, который достигает непоражаемой поверхности (будь то прямо или вследствие защиты), не считается действительным уколом, но останавливает фехтовальную фразу и аннулирует, таким образом, все последующие уколы.

6) Уколы, нанесенные в часть тела, считаемую непоражаемой поверхностью, могут быть, однако, зачтены как действительные, если фехтовальщик вследствие ненормального положения подставляет эту непоражаемую поверхность на поражаемую поверхность.

7) Укол оценивается в одно очко.

8) В финальном поединке сражаются до 5 уколов.

Остальные призовые места распределяются по числу побед. В случае равенства побед — по наименьшему числу пропущенных уколов.

8) Премиальныеочки

«Принципиально, если желать рационально поставить состязания, следует кждый нанесенный удар оценивать, смотря по правильности его исполнения, тем или иным баллом».

«По окончании бою жюри может прибавть фехтовальщику, который лучше всех соблюдал все правила (самому классическому), за то, как он себя держал, 1, 2, 3 очка, и это количество очков прибавляется к числу очков, полученных за удары»

(Тернан К.И., штатный преподователь Пажескаго Его Величества корпуса. «Фехтование на рапирах». СПб.Типография Печатня, 1913)

V ПРИОРИТЕТ УКОЛА

«Если оба удара были нанесены в одно и то же время, укол должен быть засчитан тому, кто сделал выпад».

(А.Хаттон)

«Если атакуемый не принимает удара, не защищается, а наносит атакующему удар, то считается виновным, и удар, полученный им от атакующего, ему засчитывается.

Если защищающийся делает подставку (coup d’arret) атакующему уколом, то он должен в тоже время и закрыться от удара, так сказать, поймать железо атакующего в гарду».

(В.В. Андреев)

«Останавливающий укол (фр. coup d’arret — ку дарэ) — укол, наносимый противнику в момент подготовки к атаке на его шаг вперед».

(К. Т. Булочко)

«Любая атака, то есть любое инициативное действие нападения, выполненная правильно, должна быть парирована или полностью избегнута, и тогда фехтовальная фраза должна быть продолжена, то есть соблюдена

Судьи должны быть внимательны к тому, чтобы простое прикосновение к клинку не считалось достаточным, чтобы отвести оружие противника

Защита дает право на рипост (ответ — «riposte»): простой рипост может быть прямым или непрямым, но для того, чтобы аннулировать все последующие действия атакующего, он должен быть выполнен немедленно, без колебаний или остановки во времени.

В сложной атаке, если противник находит оружие атакующего в одном из его финтов, он получает право на рипост.

При сложных атаках противник имеет право на простую прямую контратаку (аррет); но для того, чтобы быть действительным, аррет должен предшествовать финалу атаки на фехтовальный темп, то есть аррет должен достигнуть цели раньше, чем атакующий начнет последнее движение финала атаки».

(Правила ФИЕ 1914-1957-1997)

VI ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Нарушение данных Правил может повлечь за собой штрафные санкции, налагаемые по решению Судейской коллегии:

в случае повторов обоюдных уколов;

замечание за неактивное ведение боя

«Жюри также следит за тем, чтобы фехтовальщик, на стороне которого окажется преимущество с самого начала боя, не стремился бы обойтись (отыграться) этим преимуществом, дожидаясь, пока закончится время, отведенное на данный бой»

«Тернан К.И.»

всякие грубые действия: атака броском («flеche attaque»), заканчивающаяся столкновением с соперником, беспорядочное ведение боя, а также действия, которые старший судья сочтет опасными, например, атаки в броске с преднамеренным падением;

вмешательство в работу судей.

Боец, нарушивший правила в первый раз, получает предупреждение, за повторное — штрафной укол, после третьего нарушения участник может быть удален с поля боя.

Библиография

1. Сивербрик, Ив. «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах» СПб. (Учебныя руководства для военно-учебных заведений. Составлены на основании наставления для образования воспитанников сих Заведений) В тип.Штаба Воен.-Учеб.Заведений, 1852.

2. Альфред Хаттон «Холодное оружие Европы», 1889

3. «Краткое руководство фехтования…» Составлено Лейб-Гвардии Волынского полка штабс-капитаном В.В. Андреевым. Варшава. 1907

4. Тернан К.И., штатный преподаватель Пажескаго Его Величества корпуса. «Фехтование на рапирах». СПб.Типография Печатня, 1913

5. К. Т. Булочко «Фехтование М. : Физкультура и спорт, 1967

6. Правила ФИЕ 1914-1957-1997

С-Петербург 2016

© СПбФК — S-Petersburg HEMA Club

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *