Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб

Ассамблея Гранд Ассо 2020

Пресс-релиз

GAlogobigcolor

Assemblée du Grand Assaut 2020

Дата и время:14.11.2020 в 12:00
МестоБ. Морская ул., д. 18, Актовый зал СПбГУПТД
Условия входаБесплатный, регистрация участников и гостей закончена

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб возобновляет петербургские традиции «публичных боев», которые в XVIII веке пользовались у зрителей - «охотников до фехтования», большим успехом.

Ассо — вольные поединки фехтовальщиков проводятся в классическом стиле. Этот вид фехтования понятнее для зрителей, поскольку фехтовальщику требуется нанести укол, видимый «невооруженным взглядом» - без электрофиксации.

В программе праздника — вольные поединки и турнир по классическому фехтованию, показательные выступления, старинные танцы.

Формат события основан на принципах петербургской фехтовальной культуры, которая объединяет историю, искусство, и фехтование. Это новое направление появилось в культурной жизни города по инициативе СПб Фехтовального Клуба пятнадцать лет назад.

Отчёт

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб - Ассамблея Гранд Ассо 2020

С президентским размахом

Это был роскошный Гранд Ассо 2020, проведенный при поддержке Фонда президентских грантов.

Арендовали огромный парадным зал с колоннами в институте на Б. Морской.  Украсили балконы и стены баннерами и вымпелами Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба, Гранд Ассо, праздника День Фехтовальщика.

Охочих до фехтования собралось около четырех десятков. Фехтовальщиков было больше, чем зрителей.

Число гостей было жёстко ограничено ковидными требованиями.

Порядок действий

По замыслу режиссера Дмитрия Тейбер-Лебедева сценарий включал чередование разнообразных событий. 

На открытии бессменный ведущий Гранд Ассо - Георгий Кобиашвили умело вёл внимание гостей праздника от художественной выставки «10 картин Владимира Шинкарева» к видеомосту с Ирландией. 

Изначально планировалось, что Mike Prendergast / Майк Прендергаст, основатель Академии исторического фехтования в Дублине, приедет в Санкт-Петербург. Но пандемия коронавируса закрыла границы, авиабилет пришлось сдать. Фехтовальщики из Дублина приветствовали собравшихся с экрана.

СПбФК ратует за качественное возрождение классического фехтования. Основной акцент праздника - шлифовка собственного мастерства каждым участником. 

Фехтовальная часть программы Гранд Ассо начинается мастер-классом у фехтмейстера. 

Например, повторяют упражнения на тренировку вИденья противника. Отрабатывается навык наблюдать, что делает противник - без этого ничего не будет получаться.

Следующий этап программы Гранд Ассо - практическая работа с разными партнерами.

Мастер спорта Татьяна Леднёва проводила Мастер-класс для присутствующих и была главным судьей призовых поединков.

Для тела и души

Фехтовальщики предавались жарким поединкам, а в перерывах отдыхали, наслаждаясь красотой показательных выступлений.

Художник по свету Даниил Прокофьев, как настоящий волшебник, творил сказочную игру света. Всё вокруг играло разными цветами, пространство зала преображалось, исчезало всё вокруг. Только в круге света видели танцующую Милену-Софию Тыренко, руководителя группы «Серебряный веер». Экзотическая красота нарядов и движений привнесли в петербургский праздник грацию японского танца стиля Нихон-буе.

Японская тема продолжалась в следующем перерыве -  гостей ожидал экскурс в японское фехтование: 

Рассанов Владислав и Гурьянов Сергей (Великий Новгород) дали краткое представление об оружейных техниках Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

 

 

 

 

СПбФК. Гранд Ассо 2020. Фото: Сергей Ефимов
Энергичное и занятное выступление в ирландском стиле показали клуб Ирландская трость СПб. Ирландский Палочный Бой, руководитель Дмитрий Хакимов и студия танца «Persona Viva / Персона Вива», руководитель Екатерина Александрова
Побеждает дружба

Турнир Гранд Ассо - не обычное спортивное состязание. Его цель - объединить все фехтовальные коллективы в деле сохранения наследия классического фехтования.

В Гранд Ассо 2020 участвовали представители от семи городских коллективов. 

Призовые поединки - не обязательная часть Ассамблеи Гранд Ассо, но в 2020 году они проводились. Разыгрывался дорогой приз - реплика рапиры, сделанная  мастером-оружейником, мастером спорта по фехтованию на рапире Владимиром Петровичем Шеламовым. 

Награду получил Романовский Артем из Международной Академии Фехтовальных Искусств.

Удовольствие для избранных

Праздник Гранд Ассо принадлежит петербургской фехтовальной культуре, то есть объединяет историю, искусство и фехтование.

Открывал праздник Ансамбль танцев эпохи Возрождения «Венто дель темпо / Vento del tempo», руководитель Екатерина Михайлова-Смольнякова.

В программу праздника входила выставка живописи Владимира Шинкарева.

Десять картин разных лет, написанных для Санкт-Петербургской художественной биеннале «Фехтование в искусстве». Зрители и участники подходили к организаторам с благодарностью за экспозицию. 

Возможность увидеть картины известного художника особенно радовала, поскольку в пандемию ковида были закрыты все музеи.

Из «Трёх мушкетеров» 2020 50х60, xолст, масло Из «Трёх мушкетеров» 2020 50х60, xолст, масло
Финал и до встречи в следующем году

Культурно-фехтовальный праздник Гранд Ассо 2020 закончился вручением рапиры победителю, легким фуршетом и дружеским общением.

Галерея

2020 Ассамблея Гранд Ассо. Выставка картин Владимира Шинкарева «Фехтование в искусстве»

ДЕСЯТЬ КАРТИН ВЛАДИМИРА ШИНКАРЕВА

14-15 ноября 2020
Б. Морская ул. 18

 

2020 Гранд Ассо. Поединки и бои. Фото: Юлия Чупина
2020 Ассамблея Гранд Ассо. Фото: Сергей Ефимов

Видео

Обзор Гранд Ассо 2020

Монтаж Анастасии Волковой
Видеопоздравление из Ирландии. Майк Прендергаст – основатель и инструктор Академии исторического боя. г. Дублин
Съёмка: Анатолий Нагирняк. 14.11.2020. St. Petersburg Fencing Club. The Grand Assault of Arms
Ансамбль танцев эпохи Возрождения « Венто дель темпо / Vento del tempo».
Студия танца "Персона Вива" и Ирландская трость СПб. Ирландский палочный бой
Выступает Ансамбль танцев эпохи Возрождения « Венто дель темпо / Vento del tempo»
Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко. Японские танцы стиля Нихон-буе. «Рождение бабочки»
Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко. Японские танцы стиля Нихон-буе. «Сакура»
Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко. Японские танцы стиля Нихон-буе. «Сакура»
(фрагменты)
Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко. Японские танцы стиля Нихон-буе. "Пожелание 1000 лет жизни"
Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Часть 1. Иай Дзюцу. Формы обнажение меча с последующим проведением поражающих действий
Рассанов Владислав, руководитель Клуба традиционного японского фехтования «Хокутокай» и Гурьянов Сергей, рукодитель Клуба традиционного японского фехтования «Рэнбукан» (г. Великий Новгород)
Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Часть 2. Кэн Дзюцу. Формы парных техник с традиционными японскими мечами.
Рассанов Владислав, руководитель Клуба традиционного японского фехтования «Хокутокай» и Гурьянов Сергей, рукодитель Клуба традиционного японского фехтования «Рэнбукан» (г. Великий Новгород)
Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Часть 3. Нагината Дзюцу. Формы парных техник меча против нагинаты.
Рассанов Владислав, руководитель Клуба традиционного японского фехтования «Хокутокай» и Гурьянов Сергей, рукодитель Клуба традиционного японского фехтования «Рэнбукан» (г. Великий Новгород)
Призовые поединки

Участники

Фехтовальщики бились ассо и получили Сертификат о прохождении мастер-класса Ледневой Т. Б.
  1. Романовский Артем. МАФИ
  2. Личман Дмитрий МАФИ
  3. Токарев Николай СПбФК (курс М. Шеремета)
  4. Мясищев Сергей Tramazzone
  5. Перков Алексей Tramazzone
  6. Алексеева Ирина, Tramazzone
  7. Игорь Андреев. СДЮШОР «Спартак»
  8. Шидловский Денис ССФ «Destra»
  9. Воробьев Вадим. ССФ «Destra»
  10. Панкратов Иван МАФИ
  11. Кручинина Юлия, МАФИ
  12. Завьялова Татьяна МАФИ
  13. Иванов Андрей СПбФК (группа Р. Каприлова)
  14. Новохатский Михаил СПбФК (группа Р. Каприлова)
  15. Головина Татьяна. МАФИ
  16. Кулябина Наталья СЕИФ «Силуэт»
  17. Петрухина Александра
  18. Шалушинин Виталий. СЕИФ «Силуэт»
  19. Сорокин Денис СЕИФ «Силуэт»
  20. Шерстюк Кирилл МАФИ
  21. Герасимов Александр СПбФК (курс М. Шеремета)
  22. Ибрагимов Алексей СПбФК (группа Р. Каприлова)
  23. Кищенко Константин
Результаты призовых боев на Гранд Ассо 2020

Победитель - Романовский Артем. МАФИ
приз — реплика златоустовской рапиры 1827 года, мастер Шеламов В.П.
Почетная грамота

2 место
Игорь Андреев. СДЮШОР «Спартак»
Грамота, подарки

3 место
Перков Алексей Tramazzone
Грамота, подарки

Участник призовых боев
Мясищев Сергей Tramazzone
Грамота, подарок

 

Комитет по проведению Гранд Ассо 2020

Режиссер Дмитрий Тейбер-Лебедев
Мастер по свету Даниил Прокофьев
Ведущий Георгий Кобиашкили
Главный судья, ведущий мастер-класса  Татьяна Леднева
Организатор и судья Руслан Каприлов
Судья-протоколист Сергей Туляков
Трансляция онлайн Владимир Тихомиров
Звуковая аппаратура и свет Жак (Евгений Волощук) & Co
Съемки фильма Сергей Тамонов
Концепция Гранд Ассо - Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб, председатель Алина Тулякова

Фехтовальщики подали заявки на участие в Гранд Ассо 2020

1. Воробьев Вадим. Студия Сценического Фехтования «Destra»
2. Воробьева Кира. Студия Сценического Фехтования «Destra»
3. Ершова Людмила. Студия Сценического Фехтования «Destra»
4. Шидловский Денис. Студия Сценического Фехтования «Destra»
5. Блохинцев Георгий. СПбФК (группа В. Гайкалова)
6. Моткина Анна. СПбФК (группа В. Гайкалова)
7. Шалушинин Виталий. СЕИСФ "Силуэт".
8. Игорь Андреев. СДЮШОР «Спартак»
9. Токарев Николай СПбФК (курс ОКФ М. Шеремета)
10. Головина Татьяна. МАФИ
11. Иванов Андрей СПбФК (группа Р. Каприлова)
12. Ермилов Кирилл СПбФК (группа Р. Каприлова)
13. Новохатский Михаил СПбФК (группа Р. Каприлова)
14. Романовский Артем. МАФИ
15. Кищенко Константин
16. Герасимов Александр
17. Елена Хомуськова, МАФИ
18. Алексеева Ирина, Tramazzone
19. Максименко Никита, Tramazzone
20. Ерофеев Кирилл
21. Шерстюк Кирилл, МАФИ
22. Дмитрий Личман, МАФИ
23. Кручинина Юлия, МАФИ
24. Станислава Трофимова/Радецкая СЕИСФ «Силуэт»
25. Завьялова Татьяна МАФИ

Программа

Фехтовальщика приходят с 11 часов, записываются, переодеваются, делают разминку

I. 12.00 Торжественное открытие Ассамблеи Гранд Ассо 2020 

Открытие выставки живописи Владимира Шинкарева «Фехтование в искусстве»

Показательные выступления.

Ансамбль танцев эпохи Возрождения «Венто дель темпо / Vento del tempo», руководитель Екатерина Михайлова-Смольнякова

Видео

Поздравление  из Дублина, Ирландия от основателя Академии исторического боя
Майка Прендергаста.

Показательные выступления.

Ирландская трость СПб. Ирландский Палочный Бой, руководитель Дмитрий Хакимов
«Persona Viva / Персона Вива» - студия танца, руководитель Екатерина Александрова

II. Мастер-класс по фехтованию

Открытый урок для участников Гранд Ассо 2020 проводит мастер спорта СССР по фехтованию на рапире Леднева Татьяна Борисовна.

На закрытии праздника каждый участник получает Сертификат о прохождении мастер-класса по классическому фехтованию.

 

Показательные выступления.

Ансамбль танцев эпохи Возрождения «Венто дель темпо / Vento del tempo», руководитель Екатерина Михайлова-Смольнякова

III. Ассо - вольные поединки

Фехтовальщики делают ассо.
Претендующие на участие в призовых поединках сражаются каждый с каждым. Результаты боев фиксируются у судьи-протоколиста. Судейство самостоятельно или с приглашенным арбитром.

Показательные выступления.

Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко
японские танцы стиля Нихон-буе. «Пожелание тысяча лет жизни» Исполняет Милена-София

Краткое представление оружейных техник Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю осуществляют инструктора её российского представительства Рассанов Владислав (Санкт-Петербург) и Гурьянов Сергей (Великий Новгород)

Часть 1. Иай Дзюцу. Формы обнажение меча с последующим проведением поражающих действий из различных положений.

IV. Призовые поединки Гранд Ассо 2020

Судейская коллегия: Главный судья — К. Кандат, Р. Каприлов, Т. Леднева, А. Шабанов, Г. Чернова.

Судья-протоколист Валерия Миронова.

Показательные выступления.

Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко
японские танцы стиля Нихон-буе.  «Сакура». Исполняет Милена-София и Гринева Ирина

Рассанов Владислав (Санкт-Петербург) и Гурьянов Сергей (Великий Новгород)
Часть 2. Кэн Дзюцу. Формы парных техник с традиционными японскими мечами

V. Объявление результатов призовых поединков. Вручение призовой рапиры Гранд Ассо 2020

Показательные выступления.

Группа «Серебряный веер», руководитель Милена-София Тыренко
японские танцы стиля Нихон-буе. «Рождение бабочки». Исполняет Ирина Гринева

Рассанов Владислав (Санкт-Петербург) и Гурьянов Сергей (Великий Новгород)
Часть 3.
 Нагината Дзюцу. Формы парных техник меча против нагинаты.

Закрытие Гранд Ассо 2020

  • Общая фотография
  • Вопросы-ответы, интервью
  • Чаепитие

До встречи через год!

Правила

Правила проведения Гранд Ассо 2020

составленные на основании правил фехтования на рапире XIX — нач. ХХ вв.

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1). Определение

«Ассо в фехтовании означает битву между двумя соперничествующими­ лицами, и потому в разговорном языке ввелось обычай говорить: биться ассо или делать ассо; сущность же заключается в том, чтобы при взаимной игре шпагами двух лиц, можно было соразмерять их ловкость, как в искусстве нанесения ударов, так и в умении от них защищаться.

Это упражнением может исполняться между учениками, достаточно утвердившимися в уроках, служа им практикою для усовершенствования в фехтовании. Цель практики заключается в приобретении ловкости и проворства в действиях и в определении превосходства между бойцми, обыкновенно выводимом из числа нанесенных ударов»

СИВЕРБРИК, Ив. «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах»

СПб. (Учебныя руководства для военно-учебных заведений. Составлены на основании наставления для образования воспитанников сих Заведений) В тип.Штаба Воен.-Учеб.Заведений, 1852.

Терминология

Ассо - «Вольным боем» называется вежливый поединок между двумя фехтовальщиками (или участниками);

если учитывается результат этого поединка, он называется «боем» ( на Гранд Ассо — призовые поединки - бои).

2) Возраст и состав участников

В ассо и боях могут принимать участие лица не моложе 18-ти лет обоего пола, имеющие навыки владения колющей техникой фехтования на лёгкой стальной рапире, и ознакомленные с данными правилами.

3). Экипировка

Каждый участник поединка должен быть облачён в фехтовальную маску , колет (защитную куртку), перчатку с крагой на вооруженную руку.

Рекомендуется использовать дополнительное защитное снаряжение под одежду (необходима специальная защита для женской груди, мужчинам желательно иметь пластиковый нагрудник, раковину).

4) Оружие

Спортивная рапира («fleuret»), стальной гибкий клинок с квадратным сечением и наконечником (пуандаре); витая или цельнометаллическая гарда; французская или итальянская рукоятка.

Использование ортопедической рукоятки типа «пистолет» нежелательно.

5) Обязанности и права участников
Участники соревнований обязаны:
  • знать порядок проведения Гранд Ассо и правила поединков
  • соблюдать правила ведения боя, быть вежливым со всеми
  • являться на поле боя с соответствующими правилам оружием и снаряжением;
  • перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;
  • при попадании в маску противника следует немедленно принести извинение;
  • объявлять о каждом пропущенном уколе, подняв указательный палец невооруженной руки и возгласом «Touchér!» - «ТушЕ»

«Когда укол получен, сторона, получившая его, должна признать это в принятой манере (поднять руку, сказать: «Туше»); если же она этого не признает, а в ответ еще и нанесет удар своему противнику, то ее следует признать нечестной».

(Альфред Хаттон «Холодное оружие Европы», 1889)

Участник имеет право:
  • временно остановить бой по ряду объективных причин: неисправность оружия или снаряжения и т. п.

Для этого надо с шагом назад поднять оружие и дважды стукнуть впередистоящей ногой.

Участникам запрещается:
  • вмешиваться в работу судей, вступать с ними в пререкания или внешне выражать недовольство судейством;
  • снимать маску до объявления результата поединка старшим судьей;
  • покидать поле боя без разрешения старшего судьи;
  • наносить грубые уколы, удары, умышленно падать, захватывать или отклонять оружие невооруженной рукой, проводить борцовские приемы, совершать умышленные столкновения;
  • эмоциональные проявления и демонстрация ярости перед, во время и после поединка запрещены.

«Все эти привычки могут быть названы неприличными и потому не должны быть терпимы при столь благородном и приятном упражнении, как фехтовальное искусство»

«в ассо необходимее всего владеть собою,... сохраняя хладнокровие»

(И.Сивербрик)

6) Поле боя

отведенная для фехтования часть зала условно разделяется на поля боя для нескольких пар участников. Ассо делают под наблюдением арбитра или без него. Перемещения во время боя следует осуществлять с учётом ограничения «своей» зоны, не мешая фехтующим рядом.

7) Судьи

Судейство происходит на визуальной основе.
Проведение ассо возлагается на Судейскую коллегию.
Судейскую коллегию возглавляет главный судья.
На ассо число судей может быть от одного до пяти
На призовых поединках в судейскую бригаду входят старший судья и четверо угловых судей.

Запись результатов ведет судья-протоколист.

II ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНЫХ ПОЕДИНКОВ

  • 1) Бои проводятся на 3 укола (длительность не более 3х минут)
  • 2) Каждый участник имеет право предложить любому из участников сделать ассо (провести поединок)

Получив предложение поединка, участник имеет право как согласиться, так и ответить отказом.

В случае согласия на поединок, оба участника обращаются к любому свободному арбитру или проводят поединок самостоятельно В этом случае бойцы самостоятельно ведут счёт поединка и следят за соблюдением правил.

Результат поединка сообщается судье-протоколисту

3) По окончании свободных поединков производится подсчет побед каждого участника. По результатам подсчета четверо, набравшие наибольшее число побед, приглашаются принять участие призовых поединках.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1) Способ держания оружия

Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукоятке.

Оружие держится одной рукой. Боец может, с разрешения старшего судьи, переложить оружие в другую руку. В этом случае он должен переодеть перчатку.

2) Приветствие (салют) в начале и при окончании поединка

Перед началом каждого боя, оба спортсмена должны приветствовать оружием (выполнить «салют») противника, арбитра и зрителей.

Равнозначно, после нанесения последнего укола бой не считается законченным, пока фехтовальщики не отсалютуют друг другу, арбитру и зрителям.

До того, как старший судья не объявит решения о победителе, бойцы должны оставаться на поле боя. После объявления победителя они должны встать на линии начала боя, снова отсалютовать оружием противнику, арбитру и зрителям, а также пожать друг другу руки.

3) Положение «к бою» («en garde»)

Участник, вызванный первым, занимает место на поле боя справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит оружие правой рукой, а другой – левой и если первым был вызван боец, держащий оружие в левой руке.

Участники принимают положение «К бою» («Еn garde») в начале боя и после остановок боя всегда на середине ширины поля боя

Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи «К бою»(«Еn garde!») и сохраняют полную неподвижность до команды «Начинайте!» («Allez!»).

После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос:
«Готовы ли вы?» («Êtes-vous prêt?»).
При получении положительного ответа обоих участников или при отсутствии отрицательного «non», он дает команду «Начинайте!» («Allez!») и соперники начинают боевые действия.

4) Начало, остановка и возобновление боя

Бой начинается по команде «Начинайте!» («Allez!»). Никакой укол (удар), нанесенный до этой команды, не засчитывается.
Бой останавливается командой «Стой!» («Halte!»)
Любой укол останавливает бой.
С момента подачи команды «Стой!» («Halte!») участник не может начать нового действия; если один из фехтовальщиков останавливается до команды «Стой!» («Halte!»), и ему нанесен укол, то этот укол считается действительным; все, что происходит после этой команды, считается абсолютно недействительным.

Команда «Стой!» («Halte!») подается также в тех случаях:

  • когда бой принимает опасный, беспорядочный или противоречащий Правилам характер;
  • когда один из фехтовальщиков обезоружен;
  • когда один из фехтовальщиков выходит за пределы поля боя или, отступая, приближается к зрителям или судье.
5) Покинуть поле боя

Судья может разрешить участнику покинуть поле боя только в исключительном случае. Если же фехтовальщик покинет поле боя без разрешения, к нему могут быть применены дисциплинарные наказания.

6) Ближний бой

Ближний бой разрешается до тех пор, пока фехтовальщики могут нормально пользоваться своим оружием, а судья имеет возможность продолжать следить за их действиями.

7) Положение «кор-а-кор» (Corps à corps)

Положение «кор-а-кор» (Corps à corps) имеет место тогда, когда оба противника находятся в соприкосновении; в этом случае судья останавливает бой.

В поединке на рапирах запрещено создавать положение «кор-а-кор» (даже без грубости и жесткости).

В случае такого нарушения судья применяет к виновному участнику наказания, и любой укол, нанесенный виновным спортсменом, аннулируется.

8) Уклонения, перемещения и переходы

Перемещения и уклонения разрешены, только в пределах обозначенного пространства, включая и такие, когда невооруженная рука касается пола.

Запрещено во время боя поворачиваться спиной к противнику. В случае такого нарушения судья применяет к виновному участнику наказания и аннулирует укол, возможно нанесенный виновным фехтовальщиком.

Если поворот спиной выполняется в рамках боевого действия, в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.

Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола. После нанесения укола бойцы возвращаются на свои линии начала.

IV УСЛОВИЯ БОЯ

1) Способ нанесения уколов

Рапира является только колющим оружием.

«При упоре клинок рапиры загнуть дугою»

(Ив.Сивербрик)

«В конечном положении типового укола острие немного ниже гарды, клинок имеет прогиб примерно от 10 до 25 см»

(К. Т. Булочко «Фехтование М. : Физкультура и спорт, 1967)

2) Поражаемая поверхность

Поражаемая поверхность — корпус до пояса

В фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в поражаемую поверхность, которая ограничена:

внизу по линии, проходящей через верх вилки по бедрам (параллельно земле), ниже — не считается

вверху - краем воротника куртки;

с боков - швами рукавов, которые должны проходить через головки плечевого сустава.

«При фехтовании на рапире единственными ударами, которые следует засчитывать, являются те, которые наносятся в так называемую «place d’armes» (зона поражения)».

(А. Хаттон)

3) Защиты невооруженной рукой

Защиты невооруженной рукой запрещены.

Примечание

«В старину, когда правила фехтования применяемы были для дуэлей, допускалось, чтобы обороняющийся, схватив за клинок левою рукою, с безопасностью для себя поражал противника своего шпагою; но с развитием просвещения и с облагорожением искусства фехтования, т. е. с обращением его только к полезной цели, академиями введены неизменные правила и условия для действий в ассо, в числе коих положительно определено, чтобы левая рука не имела другого назначения, кроме украшения позиции, и служила вспомогательным средством при вставании ан-гард, давая перевес корпусу»

(И.Сивербрик)

4) Обоюдные уколы

Не засчитываются.

«Встречные уколы (coups doubles), то есть такие, которые будут сделаны одновременно обеими сторонами с шагом вперед или выпадом не засчитываются»

(«Краткое руководство фехтования...» Составлено Лейб-Гвардии Волынского полка штабс-капитаном В.В. Андреевым. Варшава. 1907)

«Если оба противника сделали выпады одновременно и оба нанесли уколы сопернику, они не должны засчитываться ни одному из них»

(А. Хаттон)

Если нет фехтовального темпа между уколами, лишь обороняюшемуся засчитывается укол:

- если он выполняет простую прямую контратаку (аррет) на простую атаку;

- если вместо того, чтобы взять защиту, он пытается уклониться, но это ему не удается;

- если после взятой защиты есть момент остановки, которая дает противнику право возобновить нападение (выполнить повторную атаку или укол, возобновить атаку);

- если на сложную атаку он делает контратаку, не имея преимущества на фехтовальный темп;

- если, находясь в положение «Оружие в линии» после батмана или захвата оружия, которые отводят его клинок, он наносит укол или же возвращает свой клинок в положение «Оружие в линии» вместо того, чтобы парировать укол, прямо наносимый атакующим.

5) Укол вне зоны поражения

Укол, который достигает непоражаемой поверхности (будь то прямо или вследствие защиты), не считается действительным уколом, но останавливает фехтовальную фразу и аннулирует, таким образом, все последующие уколы.

Уколы, нанесенные в часть тела, считаемую непоражаемой поверхностью, могут быть, однако, зачтены как действительные, если фехтовальщик вследствие ненормального положения подставляет эту непоражаемую поверхность на поражаемую поверхность.

6) Укол

Укол оценивается в одно очко.

7) Финал

В финальном поединке сражаются до 5 уколов.

Остальные призовые места распределяются по числу побед. В случае равенства побед — по наименьшему числу пропущенных уколов.

8) Премиальные очки

«Принципиально, если желать рационально поставить состязания, следует кждый нанесенный удар оценивать, смотря по правильности его исполнения, тем или иным баллом».

«По окончании бою жюри может прибавть фехтовальщику, который лучше всех соблюдал все правила (самому классическому), за то, как он себя держал, 1, 2, 3 очка, и это количество очков прибавляется к числу очков, полученных за удары»

(Тернан К.И., штатный преподователь Пажескаго Его Величества корпуса. «Фехтование на рапирах». СПб.Типография Печатня, 1913)

V ПРИОРИТЕТ УКОЛА

«Любая атака, то есть любое инициативное действие нападения, выполненная правильно, должна быть парирована или полностью избегнута, и тогда фехтовальная фраза должна быть продолжена, то есть соблюдена

Судьи должны быть внимательны к тому, чтобы простое прикосновение к клинку не считалось достаточным, чтобы отвести оружие противника

Защита дает право на рипост (ответ - «riposte»): простой рипост может быть прямым или непрямым, но для того, чтобы аннулировать все последующие действия атакующего, он должен быть выполнен немедленно, без колебаний или остановки во времени.

В сложной атаке, если противник находит оружие атакующего в одном из его финтов, он получает право на рипост.

При сложных атаках противник имеет право на простую прямую контратаку (аррет); но для того, чтобы быть действительным, аррет должен предшествовать финалу атаки на фехтовальный темп, то есть аррет должен достигнуть цели раньше, чем атакующий начнет последнее движение финала атаки».

(Правила Federation internationale d`escrime  1914-1957-1997)

«Если оба удара были нанесены в одно и то же время, укол должен быть засчитан тому, кто сделал выпад».

(А.Хаттон)

«Если атакуемый не принимает удара, не защищается, а наносит атакующему удар, то считается виновным, и удар, полученный им от атакующего, ему засчитывается.

Если защищающийся делает подставку (coup d'arret) атакующему уколом, то он должен в тоже время и закрыться от удара, так сказать, поймать железо атакующего в гарду».

(В.В. Андреев, русский полковник, чемпион России по фехтованию, профессор Военной Его Королевского Высочества школы (Болгария)

«Останавливающий укол (фр. coup d'arret ) — укол, наносимый противнику в момент подготовки к атаке на его шаг вперед».

(К. Т. Булочко)

VI ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Нарушение данных Правил может повлечь за собой штрафные санкции, налагаемые по решению Судейской коллегии:

  • в случае повторов обоюдных уколов;
  • замечание за неактивное ведение боя
    «Жюри также следит за тем, чтобы фехтовальщик, на стороне которого окажется преимущество с самого начала боя, не стремился бы обойтись (отыграться) этим преимуществом, дожидаясь, пока закончится время, отведенное на данный бой»

«Тернан К.И.»

  • всякие грубые действия: атака броском («flеche attaque»), заканчивающаяся столкновением с соперником,
  • беспорядочное ведение боя,
  • а также действия, которые старший судья сочтет опасными, например, атаки в броске с преднамеренным падением;
  •  вмешательство в работу судей.

Боец, нарушивший правила в первый раз, получает предупреждение, за повторное - штрафной укол, после третьего нарушения участник может быть удален с поля боя.

Каталог

Выставка картин Владимира Шинкарева «Фехтование в искусстве»

1 Шинкарев В. Н.
Из серии «Всемирная литература» — Кретьен де Труа «Персеваль»
1999
110х76, xолст, масло

2 Шинкарев В. Н.
Неравный бой (Скарамуш)
2008
46х55, xолст, масло

3 Шинкарев В. Н.
Митёк сражает морского чудовища
2008
55х70, xолст, масло

4 Шинкарев В. Н.
Портрет председателя Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба Алины Туляковой»
2011
50х40, xолст, масло

5 Шинкарев В. Н.
Ради чести
2012
60х80, xолст, масло

6 Шинкарев В. Н.
Семь самураев
2015
50х60, xолст, масло

7 Шинкарев В. Н.
Жанна Д’Арк
2017
60х50, xолст, масло

8 Шинкарев В. Н.
Сражение при Орвието
2019
50х40, xолст, масло

9 Шинкарев В. Н.
Чапаев
2020
76х93, xолст, масло

10 Шинкарев В. Н.
Из «Трёх мушкетеров»
2020
50х60, xолст, масло

ОТЗЫВЫ

"ВСЯ ЖИЗНЬ НА КОНЧИКЕ РАПИРЫ"

В субботу состоялся ежегодный турнир по классическому фехтованию на рапире Ассамблея GRAND ASSAUT/ Гранд Ассо, проводимый Санкт-Петербургским Фехтовальным Клубом под руководством Алины Туляковой.
Кроме этого, из-за введённого весной карантина по причине распространения covid-19, традиционный петербургский весенний праздник "День фехтовальщика" был перенесён на осень и состоялся на следующий день после турнира.Фехтовальные клубы и коллективы торжественно отметили его пятнадцатилетие.
Моё ежегодное участие в ассамблеи стало уже доброй осенней традицией, которую я стараюсь блюсти по мере сил и возможностей. Формат ассамблеи из года в год меняется и турниры проводятся не каждый раз. В этом году решение было принято в пользу проведения призовых поединков по правилам классического фехтования. Было много участников. Некоторых я видел впервые и это определённым образом подогревало спортивный интерес. В итоге, более пятнадцати отборочных поединков и выход в финальные призовые бои. И да.. в финале таки витал дух Mont Blanc и моя нога уже ступила на ее вершину, но, видимо, Божьим провидением был уготован иной путь, чтобы помнить: "право на радость надо сначала заработать!".  Отмечу, что в тех турнирах, в которых мне довелось уже принимать участие в рамках "Ассамблеи Гранд Ассо" ранее, покорены были и четвёртая и третья высота... И вот новый шаг в том направлении, куда невольно указывает мой клинок на фото и куда ведёт моя вера. Надеюсь, что своим фехтованием доставил удовольствие и зрителям и участникам ассамблеи.
Старался фехтовать с уважением к оппоненту и к судьям, в лучших традициях фехтовального искусства во всем его пространстве.
Недаром Виталий Андреевич Аркадьев считал, что "важен путь, ведущий к победе, так и к поражению. И в любом случае важно, чтобы это был достойный путь. Известно же, что проигрыш может быть достойней иной победы".

Отдельно скажу пару тёплых слов о судействе. Виталий Андреевич говорил, что "спорт, в котором грубые судейские ошибки закономерны, - неполноценный спорт". Это задача всегда непростая, потому что порою приходится разбирать запутанные, витееватые фразы, соблюдая при этом абсолютную честность по отношению к фехтовальщикам, сохраняя верность истине и себе.

Поэтому, хотелось бы отдельно отметить работу главного судьи турнира, мастера спорта СССР по фехтованию на рапире, Ледневой Татьяны Борисовны. Чётко, кратко, объективно, с подробным разбором последних фраз. Я в очередной раз убедился, что популяризация классического фехтования на рапире возможна лишь при способности судейства оценивать фехтование в соответствии с нормами и правилами, принятыми в нем, не отступая от основных принципов ни на йоту. В этот раз был тот редкий случай, когда можно было особенно не беспокоиться о судействе и всецело отдаться процессу фехтования. Также хотелось бы отметить судейство на отборочных поединках Русланом Каприловым.

Как обычно, был рад повидать коллег по фехтовальному цеху из школы фехтования TRAMAZZONE , студии историко- сценического фехтования "Силуэт", фехтовальщиков из МАФИ. Жаль, что не было ребят из Гильдии Вольных Фехтовальщиков. Думаю, на фехтовальных дорожках было бы жарче. Всем ещё раз салют и мои поздравления!
Отдельное спасибо выражаю Марине за пророческий, верю что это так, кадр у турнирного табло! А закончить короткую заметку о прошедшем турнире "Ассамблея Гранд Ассо 2020" хотелось бы также цитатой из книги о братьях Аркадьевых: "Спорт - крохотная и одна из ярчайших моделей нашей жизни, где в короткий срок человек может ощутить, кажется, все коллизии судьбы: счастье веры, единения и тоску одиночества, несбывшихся надежд, триумф победы и поражение, великую значимость своего "я" и вдруг - всю ничтожность бытия земного... " До встречи на "Гранд Ассо 2021"!

Игорь Андреев

#фехтование, #fencing, #escrime, #грандассо, #классическоефехтование

 

38 комментариев

Добавить комментарий для Игорь Андреев Отменить ответ

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *