Санкт-Петербургский
Фехтовальный Клуб

Турнир по классическому фехтованию «Мемориал Чугунова» 2014

Пресс-релиз

Турнир неофитов - впервые 2015 год в СПбФК

Турнир по классическому фехтованию "Мемориал Николая Владимировича Чугунова"

Дата и время:22.02.2014 в 12:00
МестоУл. Восстания дом 8, зал гимназии №209
Условия входаВход свободный
Председателю Комитета по физической культуры и спорту Авдееву Ю.В. от Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба председателя Туляковой Алины Николаевны

Прошу включить в План официальных физкультурных и спортивных мероприятий на 2014 год Турнир по классическому фехтованию на рапирах «Мемориал Н. В. Чугунова».

О турнире: В феврале 2013 года первый Турнир по классическому фехтованию проводился в Атриуме Петропавловской крепости. Интерес к Турниру и его успешное проведение показали востребованность занятий различными направлениями фехтования в области физической культуры Петербурга.

Начиная с Турнира 2014 года состязания будут носить имя тренера Чугунова Н.В., мастера спорта по фехтованию, который считается родоначальником возрождения классического фехтования в Санкт-Петербурге и в России. Среди его учеников – Сергей Мишенев, президент Международной Академии Фехтовальных Искусств Сергей Викторович Мишенёв,Руслан Каприлов – руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост».

Открытый Турнир по классическому фехтованию приглашает к участию всех желающих. В основе Правила проведения соревнований лежат первые официальные правила соревнований по фехтованию, утвержденные императором Александром II в апреле 1860 года.

Турнир по классическому фехтованию – это развлекательное физкультурное мероприятие для всех жителей и гостей города. Одновременно с состязанием, для повышения интереса и уровня осведомлённости публики в искусстве фехтования, будут проходить викторины и мастер классы, а также театрализованные представления. Работает специализированная детская площадка. Для всех желающих предлагаются ассо на безопасном оружии.

18.09.13

По правилам императора

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб проводит Турнир по классическому фехтованию на рапирах в рамках фестиваля Фехтовальной культуры. Открытый Турнир по классическому фехтованию приглашает к участию всех желающих жителей и гостей города. Состязания проходят по особым правилам, в их основании лежат первые официальные правила соревнований по фехтованию, утверждённые императором Александром II в апреле 1860 года.

Как говорит главный судья, составитель правил и автор идеи проведения Турнира Сергей Мишенев:

«Реконструированная на основе старинных учебников фехтования, современная классика должна оставаться какой она была всегда – подвижной, растущей, прогрессирующей.

В классику идут люди, желающие практиковать фехтование не только и не столько как дисциплину спортивных достижений. В этом виде боевого искусства соединяются любовь к истории, оригинальная эстетика, романтика, философия и другие слагаемые традиционной боевой культуры».

Впервые в этом году турнир по классическому фехтованию будет носить имя Николая Владимировича Чугунова, мастера спорта по фехтованию. Спортивный тренер, он заинтересовал своих учеников историей холодного оружия и искуссвом фехтования прошлых веков. Н.В.Чугунов дал начало развитию исторического фехтования в Ленинграде — Санкт-Петербурге и в России. Среди его учеников — Сергей Мишенев, президент Международной Академии Фехтовальных Искусств, Руслан Каприлов – руководитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост», мэтр исторического фехтования СПб Фехтовального Клуба.

Возвращение интереса горожан к искусству фехтования – одна из основных задач в деятельности СПб Фехтовального Клуба. Фехтование – одна из полезнейших педагогических дисциплин, благотворно влияющая как на развитие физических способностей, так и моральных качеств. Холодное оружие — шпага, меч – неразрывно связаны с понятиями чести и воинской доблести.

В 2014 году проходит пятый ежегодный фестиваль Фехтовальный культуры, все мероприятия которого связаны с историей, отечественной культурой, искусством и фехтованием.

Это творческое развитие обычаев и традиций старинного Петербурга, современность, знающая свои корни. События Фестиваля Фехтовальной культуры беспрецедентны для современности, но имеют корни в истории и вносят свою лепту в культурную жизнь Петербурга.

Все виды искусства и культуры участвуют в фехтовальном движении:

художественные выставки современных живописцев и скульпторов «Фехтование в искусстве», танцевально-фехтовальная Ассамблея Гранд Ассо, петербургский праздник День Фехтовальщика и многое другое.

Зимний турнир «Мемориал Н.В.Чугунова» — основная проверка мастерства для фехтовальщиков классического направления. Их колеты, как в XIXвеке,

украшены алым сердечком.

Цель турнира –популяризация классического фехтования, выявление сильнейших бойцов, школ и методик преподавания, а также приобщение горожан к фехтовальной культуре и формирование имиджа Санкт Петербурга как фехтовальной столицы России.

Развитие классического фехтования в нашем городе может обещать большие международные перспективы. Уже сейчас в наш город приезжают европейские мастера для проведения собственных мастер-классов.

И недалек тот день, когда в нашем городе будет проведен международный турнир по классическому фехтованию.

Отчёт

Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб - Турнир по классическому фехтованию 2014

Сергей Мишенев

Сегодня, 22 февраля 2014 года, состоялся очередной турнир по классическому фехтованию «Мемориал Н. В. Чугунова».
Для участия в турнире подали заявки 12 человек, представляющие четыре школы нашего города.
По итогам соревнований призовые места распределились следующим образом: 1 место — Роман Форостовский (Международная Академия Фехтовальных Искусств), 2 место — Данила Прокофьев (Международная Академия Фехтовальных Искусств), 3 место — Сергей Новожилов (Школа Андрея Нечаева).
Судьи Галина Чернова, Гаяне Кечек, Руслан Каприлов. Главный судья — Сергей Мишенёв.
В качестве почетного гостя турнир посетила Елена Николаевна Чугунова.
Зал для проведения турнира любезно предоставила гимназия №209 Центрального района СПб. Персональная благодарность Федору Молчанову.
Организаторы турнира Международная Академия Фехтовальных Искусств и Санкт Петербургский Фехтовальный Клуб. Персональная благодарность Алине Туляковой.
23 февраля, в 14.00, на телеканале «Россия» смотрите сюжет об этом событии.

Галерея

2014 Турнир по классическому фехтованию им. Н. В. Чугунова. Фото: Елена Николаевна Чугунова
2014 Турнир по классическому фехтованию им. Н.В. Чугунова. Фото: Руслан Каприлов

Видео

Съемка: Телеканал НТВ. Фехтовальщики скрестят рапиры по правилам XIX века

Съёмка: Марат Арнис. Сюжет Первого канала о фехтовании

Участники

Участники пресс-конференции, посвящённой проведению первого в Петербурге Турнира по классическому фехтованию на рапирах

Правила

Положение о соревнованиях по классическому фехтованию на рапирах «Мемориал Н. В. Чугунова» Санкт Петербург, 2014

Категория "Взрослые". Участие несовершеннолетних допустимо при условии наличия многолетнего стажа обучения классическому фехтованию и с письменным заявлением родителей. Приглашаются все желающие, имеющую соответствующую подготовку и согласные с правилами. Регистрация до 20 февраля. Стартовый взнос - 500 рублей.

Цели и задачи:

Популяризация классического фехтования, повышение квалификации бойцов и судей, развитие фехтования как любительского и массового направления, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, развитие идей благородства, этики, высокой культуры, формирование имиджа Санкт Петербурга как фехтовальной столицы России.

Участники соревнований:

В соревнованиях могут принять участие мужчины и женщины, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие соответствующее обучение.

Юноши и девушки до 18 лет могут принять участие в соревнованиях с письменного разрешения родителей и по ходатайству личного тренера.

Все участники соревнований должны иметь при себе:

— Документ удостоверяющий личность;

— Медицинский страховой полис.

Сроки и место проведения:

Санкт Петербург, ул. Восстания, 8, Парадный зал б.Павловского института (Гимназия №209), 22 февраля 2014 года.

Условия проведения:

Соревнования проводятся без разделения по возрастным группам и смешенным составом.

Регламент:

11.00. Заезд участников, регистрация;

12.00. Открытие соревнований, начало отборочных боев;

15.00. Финал;

17.00. Награждение победителей.

Система проведения:

Круговая. Личное первенство. Предварительные подгруппы (в зависимости от количества участников), с выходом пяти человек в финал.

Руководство проведением:

Руководство осуществляет Санкт Петербургский Фехтовальный Клуб совместно с Международной Академией Фехтовальных Искусств. Непосредственное руководство возлагается на оргкомитет и судейскую коллегию. Главный судья соревнований, президент Международной Академии Фехтовальных Искусств Сергей Викторович Мишенёв.

Определение победителей:

Победители определяются согласно «Правилам проведения поединков по классическому фехтованию на колющем оружии» (зарегистрированы Комитетом по Физической Культуре и Спорту 00.00.2013). Выявляются четыре призовые номинации: первое место, второе, третье, и приз за лучшую технику.

Награждение:

Бойцы, занявшие первое, второе и третье места, а так же боец признанный обладателем лучшей техники, награждаются призами, приобретенными за счет стартовых взносов участников и добровольных пожертвований.

Представление заявок:

Заявки на участие в соревнованиях принимаются не позднее, чем за десять дней до соревнований.

Дополнительные условия:

Снаряжение и символика:для участия в соревнованиях необходимо иметь белый фехтовальный костюм с изображением красного сердца на левой половине груди, маску, перчатку для вооруженной руки. Использование перчатки для невооруженной руки допускается.

Оружие:Спортивные рапиры с рукояткой французского или итальянского типа. Допустимо использование гард устаревших моделей, при условии, что их габариты не превышают габаритов гарды современной рапиры.

Заявки на участие.

Заявки принимаются лично Главным судьей – Мишеневым Сергеем Викторовичем.

Правила проведения поединков по классическому фехтованию На колющем оружии.

С. В. Мишенёв

§1. Общие положения.

Данные правила регламентируют порядок проведения состязательных поединков по классическому фехтованию на рапирах.

В их основе – основные положения турниров по классическому фехтованию второй половины XIXвека.

§2. Возраст участников.

В соревнованиях по классическому фехтованию могут принимать участие бойцы любого возраста при условии соответствующей квалификации.

Возрастной ценз участников должен определяться положением о соревнованиях.

§3. Мужчины и женщины.

В соревнованиях по классическому фехтованию женщины могут принимать участие наравне с мужчинами. Это условие может быть изменено для каждого отдельного турнира положением о соревнованиях.

§3. Обязанности и права участников.

  1. Участники соревнований обязаны:

  • Знать программу, правила соревнований и строго выполнять их требования;

  • Строго соблюдать правила боя, быть вежливыми с соперниками и судьями, дисциплинированными и организованными;

  • Выступать в опрятном, чистом и хорошо пригнанном костюме, соответствующем правилам, установленным для данного вида оружия и с символикой, регламентированной положением о соревнованиях;

  • Являться на поле боя с соответствующими правилам оружием и снаряжением;

  • Перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;

  • Являться на соревнования точно к указанному времени, по вызову немедленно выходить на поле боя;

  • Объявлять о каждом пропущенном уколе сигналом «Touchér!»;

  • Бороться за победу в каждом бою.

  1. Участникам запрещается:

  • Вмешиваться в работу судей, или выражать свое недовольство судейством;

  • Намеренно наносить грубые уколы и удары;

  • Снимать маску до объявления результата схватки старшим судьей;

  • Отказываться от продолжения соревнования без объективных причин;

  • Покидать поле боя без разрешения старшего судьи.

  1. Участник имеет право временно остановить бой сигналом «сбор» по ряду объективных причин: неисправность оружия или снаряжения, травма и т. п. ситуации, не замеченные судьями.

§4. Судейская бригада.

Судейская бригада соревнований назначается организатором соревнований.

В судейскую бригаду входят:

  • старший судья;

  • четверо угловых судей.

При проведении крупномасштабных соревнований количество судейских бригад может возрастать, образуя судейскую коллегию. Судейская коллегия возглавляется главным судьей и может иметь в своем составе секретаря.

При недостаточном количестве квалифицированных судей допустимо судейство с помощью одного старшего и двух угловых судей.

§5. Поле боя.

Рекомендуемый размер поля боя – 10 метров в длину и два метра в ширину.

Поле боя имеет нескользкую, ровную поверхность, желательно из дерева.

На поле боя наносится семь перпендикулярных его длине линий:

  • одна средняя линия;

  • две линии начала боя, расположенные в 2 м. по каждую сторону от средней линии;

  • две линии задней границы, расположенные в 5 м. по каждую сторону от средней линии;

  • две линии предупреждения, расположенные в 1 м. перед каждой линией задней границы;

П О Л Е Б О Я

§6. Оружие и снаряжение.

Боец должен иметь специальный белый костюм, перчатку, маску, бандаж и рапиру. Девушкам также необходима специальная защита для груди.

Оружие – колющее длинноклинковое оружие, соответствующее школам классического фехтования, с рукояткой французского или итальянского типа.

Конкретный вид используемого оружия должен дополнительно оговариваться положением о соревнованиях.

§7. Правила ведения боя.

Манера ведения боя

  1. Участник должен строго соблюдать условия и правила боя, уважать соперников, судей и зрителей, быть высококвалифицированным и организованным.

  2. Всякие грубые действия, а также действия, которые старший судья сочтет опасными, категорически запрещаются.

Способ держания оружия

  1. Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукоятке. При этом, способ держания оружия должен соответствовать технике данного вида оружия.

Оружие не может быть использовано для метания с целью нанесения укола. Во время попытки нанести укол кисть фехтовальщика не должна отрываться от рукояти или перемещаться к ее концу.

  1. Оружие держится одной рукой. Боец может, с разрешения старшего судьи, переложить оружие в другую руку. В этом случае он должен переодеть перчатку.

Положение «к бою» («en garde»)

  1. Участник, вызванный первым, занимает место на поле боя справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит оружие правой рукой, а другой – левой и если первым был вызван боец, держащий оружие в левой руке.

Старший судья размещает участников так, чтобы стоящие впереди ноги бойцов находились за линией начала боя.

  1. Участники принимают положение «к бою» («en garde») в начале боя и после остановок боя всегда на середине ширины поля боя

Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи («Еn garde!») и сохраняют полную неподвижность до команды «Allez!» («Начинайте!»).

После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос: «Etes vous pret (e)» («Готовы ли вы?»). При получении положительного ответа («pret (e)») обоих участников или при отсутствии отрицательного «non», он дает команду «Allez!»

Начало, остановка и продолжение боя

  1. После команды старшего судьи «Allez!» соперники начинают боевые действия.

  2. Бой останавливается командой «Alt!» («Стой!»), которую дает старший судья. Если один из участников останавливается до команды «Alt!», то полученный им укол считается действительным.

Старший судья может подать команду «Alt!», когда бой начинает принимать опасный характер, противоречит правилам соревнований, или реагируя на сигнал «Сбор».

Команда «Alt!» подается и в том случае, когда боец обезоружен. Если обезоруживание составляет одно действие с уколом, то такой укол засчитывается.

  1. После каждого укола, признанного действительным, оба участника возвращаются в исходное положение на линию начала боя. Если укол не засчитывается, то участники возвращаются в положение «en garde» на том месте, на котором они находились в момент прекращения боя.

Столкновения

  1. При столкновениях старший судья имеет право останавливать бой.

Уклоны и перемещения

  1. Разрешаются перемещения и уклоны (включая и те, при которых невооруженная рука касается поля боя). Однако отступление спиной к сопернику запрещено. За это нарушение участнику делается простое предупреждение, действительное на один бой.

В случае повторения нарушения ему присуждается штрафной укол (одно очко).

  1. Если поворот спиной выполняется в рамках боевого действия, в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.

Защиты

  1. Для защит от атак противника боец может использовать оружие или невооруженную руку. В последнем случае, допустимо лишь отведение клинка противника открытой ладонью. Захваты, касание невооруженной рукой гарды или любой части тела противника категорически запрещено. За нарушение этого требования участнику дается предупреждение действительное на один бой. Если при этом, нарушитель нанес укол, этот укол считается недействительным. При повторном нарушении присуждается штрафной укол (одно очко).

  2. Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола. Если после перемены местами бой останавливается по другой причине, он должен быть возобновлен на том же месте, в том же положении. После нанесения укола бойцы возвращаются на свои линии начала.

Выигранная и потерянная части поля боя

  1. При команде «Alt!» выигранная часть поля боя сохраняется за фехтовальщиком до тех пор, пока не будет присужден укол. При возвращении к положению «en garde» каждый из участников должен отступить на равное расстояние, чтобы сохранить за собой необходимую для боя дистанцию.

Если бой остановлен вследствие столкновения, то участники должны быть поставлены по местам так, чтобы один из них, не повинный в столкновении, остался на том месте, на котором находился в момент столкновения; так же поступают и в том случае, когда один из участников сделал атаку броском, даже если эта атака не окончилась столкновением.

При возвращении в положение «en garde» фехтовальщик, который находился за линией предупреждения в момент остановки боя, остается на прежнем месте

Переход границ поля боя

  1. Если один из участников переступил боковую границу поля боя, старший судья останавливает бой и дает бойцу, переступившему границу, предупреждение. После этого бой возобновляется на месте остановки, причем бойцы ставятся на середину ширины поля боя и разводятся на дальнюю дистанцию.

  2. Если один из участников переступил заднюю границу, старший судья останавливает бой, выносит предупреждение и возвращает бойца на линию предупреждения (1 м.).

  3. Боец, имеющий одно предупреждение за переход границы дорожки, при повторном выходе штрафуется одним уколом (1 очко). При каждом следующем выходе штрафные уколы возобновляются до конца текущего боя. Предупреждение за переход границы не переносится на другие бои.

Случайный переход границы

  1. Фехтовальщик, переступивший границы поля боя по случайной причине, например, получив толчок, наказанию не подлежит.

Количество уколов (очков) и продолжительность боя

  1. Бои проводятся на 15 очков (от 5 до 15 уколов). Время боя 10 минут чистого времени.

Продолжительность боя контролируется старшим судьей. За 1 минуту до конца боя, он останавливает бой и объявляет «Minute!» («Минута!»).

  1. Когда время истекло, а участники не набрали необходимого количества очков, исход боя определяется следующим образом:

  • Если один из участников проигрывает в счете, то ему засчитывается поражение. При этом в протокол победителю записывается 15 очков (независимо от того, с каким счетом он выиграл), а проигравшему – 15 минус разница в счете.

  • Если к концу боя участники не получили ни одного, или получили равное количество уколов (очков), то они ведут бой до решительного укола без ограничения времени. В этом случае бой возобновляется на том же месте, где он был прерван.

  • Если бойцы получили равное максимальное количество уколов (очков), то есть по 15, то они продолжают бой до решающего укола без ограничения времени. При этом обоюдные равноценные уколы аннулируются (участники, следовательно, должны оставаться на своих местах, а не возвращаться к линии начала боя). В этом случае победа и поражение записываются бойцам с максимальным количеством уколов (очков), то есть победа одного из участников со счетом 15:15 (V:15).

Перерывы в бою в случае травмы

  1. Участнику может быть предоставлен перерыв в бою только по причине получения травмы. В этом случае старший судья должен вызвать врача соревнований.

Перерыв для оказания медицинской помощи может длиться не более 10 минут. Решение о возобновлении поединка бойцом, получившим травму, принимается старшим судьей на основании консультации с врачем.

§8. Руководство боем и присуждение уколов.

  1. Непосредственное судейство боев осуществляется судейской бригадой.

  2. Старший судья располагается таким образом, чтобы он мог постоянно следить за действиями фехтовальщиков и передвигаться вместе с ними. Он выполняет свои функции по присуждению уколов и подсчету очков с помощью четырех угловых судей.

Судейство

  1. По обе стороны поля боя, соответственно справа и слева от старшего судьи и несколько позади участников располагаются по два угловых судьи. Двое судей, находящихся справа от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию слева от старшего судьи. Двое судей, находящихся слева от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию справа от старшего судьи.

Как только кто-либо из угловых судей фиксирует фактический укол, полученный фехтовальщиком, он должен поднять руку и подать сигнал «Touchér

Установка факта нанесения укола

  1. После остановки боя старший судья формулирует последнюю фехтовальную фразу, предшествующую команде «Alt!» В соответствии с характером фразы старший судья спрашивает угловых судей, был ли нанесен укол бойцу, за которым они наблюдали.

Угловые судьи могут воздержаться от ответа, если они не видели, был или не был нанесен укол. Если они считают, что укол не был нанесен, они отвечают: «не был». Если считают, что укол был, то говорят: «был» и конкретизируют место нанесения укола (корпус, маска, вооруженная рука, невооруженная рука, нога).

Старший судья может спросить двух других угловых судей, если он считает, что они могли наблюдать данную ситуацию.

Старший судья высказывает свое мнение об уколе последним.

Для вынесения решения о наличии и качестве укола подсчитываются голоса судей с каждой стороны. При этом каждый угловой судья имеет один голос, а старший судья имеет полтора голоса; мнение воздержавшихся не учитывается.

Если при подсчете голосов мнения судей равно расходятся, старший судья может объявить укол «спорным» и не засчитать его.

Если факт нанесения укола установлен, но мнения судей разошлись по поводу сектора, то решение по качеству укола принимает старший судья.

Фехтовальщик обязан объявить о том, что он получил укол в такой-то сектор (подняв указательный палец невооруженной руки и возгласом «Touchér!»), но старший судья не обязан присуждать укол в соответствии с этим заявлением, и может выносить решение сам.

Присуждение уколов (очков)

  1. После оценки судейской бригадой факта нанесения укола и его качества, старший судья засчитывает укол одному из фехтовальщиков, или обоим, или не засчитывает никому, и объявляет счет. При объявлении счета называется сумма очков, а не сумма уколов.

Очки за те или иные уколы начисляются следующим образом:

  • при уколе в корпус или маску – 3 очка

  • при уколе в вооруженную руку – 2 очка

  • при уколе в ногу или невооруженную руку – 1 очко

Дополнительным призовым очком может оцениваться и качество нанесения укола. При этом критериями оценки должны являться техническое совершенство и сложность приема, ясность воплощенного тактического замысла, четкость и фиксация момента нанесения укола, безупречность конечного положения, и т. п. классические показатели высокого мастерства. Призовое очко прибавляется к количеству очков оценивающих сектор и начисляется только при единогласном решении всех судей.

  1. В случае, когда в конце боя сумма очков победителя превышает 15, в графу «УН» все равно записывают 15. При этом разность 15 и реально набранного количества очков вычитается из количества очков проигравшего. Если проигравший не нанес ни одного укола, в таблицу в любом случае пишут 15:0 (V:0).

§9. Спорные вопросы.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к поединку, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит старшему судье.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к соревнованиям в целом, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит главному судье соревнований.

Правила проведения поединков по классическому фехтованию На колющем оружии.

§1. Общие положения.

Данные правила регламентируют проведение состязательных поединков по классическому фехтованию на рапирах.

В их основе – основные положения турниров по классическому фехтованию второй половины XIXвека.

§2. Возраст участников.

В соревнованиях по классическому фехтованию могут принимать участие бойцы любого возраста при условии соответствующей квалификации.

Возрастной ценз участников должен определяться положением о соревнованиях.

§3. Мужчины и женщины.

В соревнованиях по классическому фехтованию женщины могут принимать участие наравне с мужчинами. Это условие может быть изменено для каждого отдельного турнира положением о соревнованиях.

§3. Обязанности и права участников.

  1. Участники соревнований обязаны:

  • Знать программу, правила соревнований и строго выполнять их требования;

  • Строго соблюдать правила боя, быть вежливыми с соперниками и судьями, дисциплинированными и организованными;

  • Выступать в опрятном, чистом и хорошо пригнанном костюме, соответствующем правилам, установленным для данного вида оружия и с символикой, регламентированной положением о соревнованиях;

  • Являться на поле боя с соответствующими правилам оружием и снаряжением;

  • Перед началом боя и после его окончания приветствовать оружием судью, соперника и зрителей;

  • Являться на соревнования точно к указанному времени, по вызову немедленно выходить на поле боя;

  • Объявлять о каждом пропущенном уколе сигналом «Touchér!»;

  • Бороться за победу в каждом бою.

  1. Участникам запрещается:

  • Вмешиваться в работу судей, или выражать свое недовольство судейством;

  • Намеренно наносить грубые уколы и удары;

  • Снимать маску до объявления результата схватки старшим судьей;

  • Отказываться от продолжения соревнования без объективных причин;

  • Покидать поле боя без разрешения старшего судьи.

  1. Участник имеет право временно остановить бой сигналом «сбор» по ряду объективных причин: неисправность оружия или снаряжения, травма и т. п. ситуации, не замеченные судьями.

§4. Судейская бригада.

Судейская бригада соревнований назначается организатором соревнований.

В судейскую бригаду входят:

  • старший судья;

  • четверо угловых судей.

При проведении крупномасштабных соревнований количество судейских бригад может возрастать, образуя судейскую коллегию. Судейская коллегия возглавляется главным судьей и может иметь в своем составе секретаря.

При недостаточном количестве квалифицированных судей допустимо судейство с помощью одного старшего и двух угловых судей.

§5. Поле боя.

Рекомендуемый размер поля боя – 10 метров в длину и два метра в ширину.

Поле боя имеет нескользкую, ровную поверхность, желательно из дерева.

На поле боя наносится семь перпендикулярных его длине линий:

  • одна средняя линия;

  • две линии начала боя, расположенные в 2 м. по каждую сторону от средней линии;

  • две линии задней границы, расположенные в 5 м. по каждую сторону от средней линии;

  • две линии предупреждения, расположенные в 1 м. перед каждой линией задней границы;

П О Л Е Б О Я

§6. Оружие и снаряжение.

Боец должен иметь специальный белый костюм, перчатку, маску, бандаж и рапиру. Девушкам также необходима специальная защита для груди.

Оружие – колющее длинноклинковое оружие, соответствующее школам классического фехтования, с рукояткой французского или итальянского типа.

Конкретный вид используемого оружия должен дополнительно оговариваться положением о соревнованиях.

§7. Правила ведения боя.

Манера ведения боя

  1. Участник должен строго соблюдать условия и правила боя, уважать соперников, судей и зрителей, быть высококвалифицированным и организованным.

  2. Всякие грубые действия, а также действия, которые старший судья сочтет опасными, категорически запрещаются.

Способ держания оружия

  1. Фехтовальщик может держать оружие произвольно и в течение боя изменять положение своей руки на рукоятке. При этом, способ держания оружия должен соответствовать технике данного вида оружия.

Оружие не может быть использовано для метания с целью нанесения укола. Во время попытки нанести укол кисть фехтовальщика не должна отрываться от рукояти или перемещаться к ее концу.

  1. Оружие держится одной рукой. Боец может, с разрешения старшего судьи, переложить оружие в другую руку. В этом случае он должен переодеть перчатку.

Положение «En garde» («К бою»)

  1. Участник, вызванный первым, занимает место на поле боя справа от старшего судьи, за исключением случая, если один боец держит оружие правой рукой, а другой – левой и если первым был вызван боец, держащий оружие в левой руке.

Старший судья размещает участников так, чтобы стоящие впереди ноги бойцов находились за линией начала боя.

  1. Участники принимают положение «En garde» в начале боя и после остановок боя всегда на середине ширины поля боя

Участники встают в боевую стойку по команде старшего судьи «Еn garde!» и сохраняют полную неподвижность до команды «Allez!» («Начинайте!»).

После того, как участники приняли боевую стойку, судья задает вопрос: «Etes vous pret (e)?» («Готовы ли вы?»). При получении положительного ответа («Pret (e)!») обоих участников или при отсутствии отрицательного «Non!» («Нет!»), он дает команду «Allez!»

Начало, остановка и продолжение боя

  1. После команды старшего судьи «Allez!» соперники начинают боевые действия.

  2. Бой останавливается командой «Alt!» («Стой!»), которую дает старший судья. Если один из участников останавливается до команды «Alt!», то полученный им укол считается действительным.

Старший судья может подать команду «Alt!», когда бой начинает принимать опасный характер, противоречит правилам соревнований, или реагируя на сигнал «Сбор».

Команда «Alt!» подается и в том случае, когда боец обезоружен. Если обезоруживание составляет одно действие с уколом, то такой укол засчитывается.

  1. После каждого укола, признанного действительным, оба участника возвращаются в исходное положение на линию начала боя. Если укол не засчитывается, то участники возвращаются в положение «En garde» на том месте, на котором они находились в момент прекращения боя.

Столкновения

  1. При столкновениях старший судья имеет право останавливать бой.

Уклоны и перемещения

  1. Разрешаются перемещения и уклоны (включая и те, при которых невооруженная рука касается поля боя). Однако отступление спиной к сопернику запрещено. За это нарушение участнику делается простое предупреждение, действительное на один бой.

В случае повторения нарушения ему присуждается штрафной укол (одно очко).

  1. Если поворот спиной выполняется в рамках боевого действия, в процессе выполнения приема защиты или атаки, бой не останавливается.

Защиты

  1. Для защит от атак противника боец может использовать оружие или невооруженную руку. В последнем случае, допустимо лишь отведение клинка противника открытой ладонью. Захваты, касание невооруженной рукой гарды или любой части тела противника категорически запрещено. За нарушение этого требования участнику дается предупреждение действительное на один бой. Если при этом, нарушитель нанес укол, этот укол считается недействительным. При повторном нарушении присуждается штрафной укол (одно очко).

  2. Если в процессе боя участники меняются местами, бой продолжается до нанесения укола. Если после перемены местами бой останавливается по другой причине, он должен быть возобновлен на том же месте, в том же положении. После нанесения укола бойцы возвращаются на свои линии начала.

Выигранная и потерянная части поля боя

  1. При команде «Alt!» выигранная часть поля боя сохраняется за фехтовальщиком до тех пор, пока не будет присужден укол. При возвращении к положению «En garde» каждый из участников должен отступить на равное расстояние, чтобы сохранить за собой необходимую для боя дистанцию.

Если бой остановлен вследствие столкновения, то участники должны быть поставлены по местам так, чтобы один из них, не повинный в столкновении, остался на том месте, на котором находился в момент столкновения; так же поступают и в том случае, когда один из участников сделал атаку броском, даже если эта атака не окончилась столкновением.

При возвращении в положение «En garde» фехтовальщик, который находился за линией предупреждения в момент остановки боя, остается на прежнем месте

Переход границ поля боя

  1. Если один из участников переступил боковую границу поля боя, старший судья останавливает бой и дает бойцу, переступившему границу, предупреждение. После этого бой возобновляется на месте остановки, причем бойцы ставятся на середину ширины поля боя и разводятся на дальнюю дистанцию.

  2. Если один из участников переступил заднюю границу, старший судья останавливает бой, выносит предупреждение и возвращает бойца на линию предупреждения (1 м.).

  3. Боец, имеющий одно предупреждение за переход границы дорожки, при повторном выходе штрафуется одним уколом (1 очко). При каждом следующем выходе штрафные уколы возобновляются до конца текущего боя. Предупреждение за переход границы не переносится на другие бои.

Случайный переход границы

  1. Фехтовальщик, переступивший границы поля боя по случайной причине, например, получив толчок, наказанию не подлежит.

Количество уколов (очков) и продолжительность боя

  1. Бои проводятся на 15 очков (от 5 до 15 уколов). Время боя 10 минут чистого времени.

Продолжительность боя контролируется старшим судьей. За 1 минуту до конца боя, он останавливает бой и объявляет «Minute!» («Минута!»).

  1. Когда время истекло, а участники не набрали необходимого количества очков, исход боя определяется следующим образом:

  • Если один из участников проигрывает в счете, то ему засчитывается поражение. При этом в протокол победителю записывается 15 очков (независимо от того, с каким счетом он выиграл), а проигравшему – 15 минус разница в счете.

  • Если к концу боя участники не получили ни одного, или получили равное количество уколов (очков), то они ведут бой до решительного укола без ограничения времени. В этом случае бой возобновляется на том же месте, где он был прерван.

  • Если бойцы получили равное максимальное количество уколов (очков), то есть по 15, то они продолжают бой до решающего укола без ограничения времени. При этом обоюдные равноценные уколы аннулируются (участники, следовательно, должны оставаться на своих местах, а не возвращаться к линии начала боя). В этом случае победа и поражение записываются бойцам с максимальным количеством уколов (очков), то есть победа одного из участников со счетом 15:15 (V:15).

Перерывы в бою в случае травмы

  1. Участнику может быть предоставлен перерыв в бою только по причине получения травмы. В этом случае старший судья должен вызвать врача соревнований.

Перерыв для оказания медицинской помощи может длиться не более 10 минут. Решение о возобновлении поединка бойцом, получившим травму, принимается старшим судьей на основании консультации с врачом.

§8. Руководство боем и присуждение уколов.

  1. Непосредственное судейство боев осуществляется судейской бригадой.

  2. Старший судья располагается таким образом, чтобы он мог постоянно следить за действиями фехтовальщиков и передвигаться вместе с ними. Он выполняет свои функции по присуждению уколов и подсчету очков с помощью четырех угловых судей.

Судейство

  1. По обе стороны поля боя, соответственно справа и слева от старшего судьи и несколько позади участников располагаются по два угловых судьи. Двое судей, находящихся справа от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию слева от старшего судьи. Двое судей, находящихся слева от старшего судьи, определяют качество уколов, которые могут быть нанесены фехтовальщику, занявшему позицию справа от старшего судьи.

Как только кто-либо из угловых судей фиксирует фактический укол, полученный фехтовальщиком, он должен поднять руку и подать сигнал «Touchér!» («Укол!»).

Установка факта нанесения укола

  1. После остановки боя старший судья формулирует последнюю фехтовальную фразу, предшествующую команде «Alt!» В соответствии с характером фразы старший судья спрашивает угловых судей, был ли нанесен укол бойцу, за которым они наблюдали.

Угловые судьи могут воздержаться от ответа, если они не видели, был или не был нанесен укол. Если они считают, что укол не был нанесен, они отвечают: «не был». Если считают, что укол был, то говорят: «был» и конкретизируют место нанесения укола (корпус, маска, вооруженная рука, невооруженная рука, нога).

Старший судья может спросить двух других угловых судей, если он считает, что они могли наблюдать данную ситуацию.

Старший судья высказывает свое мнение об уколе последним.

Для вынесения решения о наличии и качестве укола подсчитываются голоса судей с каждой стороны. При этом каждый угловой судья имеет один голос, а старший судья имеет полтора голоса; мнение воздержавшихся не учитывается.

Если при подсчете голосов мнения судей равно расходятся, старший судья может объявить укол «спорным» и не засчитать его.

Если факт нанесения укола установлен, но мнения судей разошлись по поводу сектора, то решение по качеству укола принимает старший судья.

Фехтовальщик обязан объявить о том, что он получил укол в такой-то сектор (подняв указательный палец невооруженной руки и возгласом «Touchér!»), но старший судья не обязан присуждать укол в соответствии с этим заявлением, и может выносить решение сам.

Присуждение уколов (очков)

  1. После оценки судейской бригадой факта нанесения укола и его качества, старший судья засчитывает укол одному из фехтовальщиков, или обоим, или не засчитывает никому, и объявляет счет. При объявлении счета называется сумма очков, а не сумма уколов.

Очки за те или иные уколы начисляются следующим образом:

  • при уколе в корпус или маску – 3 очка

  • при уколе в вооруженную руку – 2 очка

  • при уколе в ногу или невооруженную руку – 1 очко

Дополнительным призовым очком может оцениваться и качество нанесения укола. При этом критериями оценки должны являться техническое совершенство и сложность приема, ясность воплощенного тактического замысла, четкость и фиксация момента нанесения укола, безупречность конечного положения, и т. п. классические показатели высокого мастерства. Призовое очко прибавляется к количеству очков оценивающих сектор и начисляется только при единогласном решении всех судей.

  1. В случае, когда в конце боя сумма очков победителя превышает 15, в графу «УН» все равно записывают 15. При этом разность 15 и реально набранного количества очков вычитается из количества очков проигравшего. Если проигравший не нанес ни одного укола, в таблицу в любом случае пишут 15:0 (V:0).

§9. Спорные вопросы.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к поединку, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит старшему судье.

При возникновении любых спорных вопросов, имеющих отношение к соревнованиям в целом, и не регламентированных данными правилами, право безоговорочного решения по ним принадлежит главному судье соревнований.

Составлены С. В. Мишенёвым
СПб 2013

Добавить комментарий

Войдите или заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *