Страницы: 48-49
Автор: Евгений Перевалов
Опубликовано: 22 мая 2015
Звон шпаг, лязг холодного оружия, песни менестрелей, дамы в нарядных платьях и мушкетеры в широкополых шляпах. Уже 10 лет подряд, с 2005 года, в Санкт-Петербурге проходит День фехтовальщика. В этом году праздник состоится 24 маяна территории музея артиллерии.
Участники праздника, организованного Санкт-Петербургским фехтовальным клубом, каждый год радуют посетителей новой программой. Начинается она со спектакля: показательные бои на шпагах сменяются барочными танцами, красавицы показывают моды эпохи Возрождения, потом на сцене появляются брутальные средневековые воины с мечами. В прошлом году можно было стать свидетелем фантастического боя на световых мечах. В позапрошлом — полюбоваться на закованных в доспехи рыцарей. Разнообразные стили и виды выступлений сотканы в единое живое и красочное повествование.
Не менее интересна и вторая часть праздника: общение любителей «рапирной науки», мастер-классы, чай и приятные беседы. Здесь любой сможет попробовать себя в стрельбе из лука, научиться держать клинок, постичь азы танцевального искусства. А главное — поучаствовать в бое с оружием в руках. Безопасным, конечно же.
Фехтовальное мастерство — в центре праздника. Проведение такого фестиваля в Петербурге очень символично: исполняется 300 лет «рапирной науке» в Петербурге. По указу Петра I фехтование впервые стало учебной дисциплиной в Морской академии, основанной в 1715 году.
День Фехтовальщика 2013. Арамис - Алина Тулякова. Фото: Михаил Додакин
Санкт-Петербургский Фехтовальный Клуб ведет свою историю с 2005 года. С самого начала его деятельность благословил протоиерей Константин Смирнов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.
Отец Константин — душа фехтовального городского сообщества. Сам он в молодости увлекался фехтовальным искусством, научился владеть и шпагой, и саблей, занимался сценическим и спортивным фехтованием.
По мнению священника, фехтовальное искусство может быть очень полезно в деле воспитания человека. Верующему оно тоже не повредит:
— "Есть физкультура, а есть спорт. Вот я за физкультуру, но против спорта. Спорт сужает восприятие человека. Спортсмену важно лишь достичь результата, сделать три укола, его мысль — целиком на острие клинка. Спортсмены очень увлеченные люди, они полностью сосредоточены на своем занятии, и такое погружение в предмет, конечно же, совсем не полезно.
В Санкт-Петербургском Фехтовальном Клубе занимаются не спортивным фехтованием, а классическим: это физическая культура, хобби. В детстве, в юности ребята увлекаются футболом, борьбой. Почему бы не заняться и фехтованием? Искусство фехтования — своеобразное познание окружающего мира. И в плане изучения истории, этнографии фехтование очень положительно влияет на людей. Человек, может быть, никогда бы и не открыл книгу, если бы фехтованием не занялся. А так он через занятия шпагой подойдет к изучению истории, литературы, «Капитанскую дочку» прочтет, наконец, узнает новые имена.
Раньше каждого благородного человека приучали владеть оружием. Нужно было уметь отстаивать свою честь. Дворяне, дамы, кавалергарды, военная интеллигенция, «честь имею»… Конечно, дуэли — это грех, не дай Бог. Но такие были времена. Сейчас мы просто занимаемся возрождением хороших и полезных традиций, берем лучшее. Какая осанка, какая походка! И молодым людям полезно, и девушкам. Я смотрю на людей, взявших в руку рапиру, и вижу, как они меняются на глазах: собранность, достоинство. Потому что фехтование это изящество, это культура, это, не побоюсь сказать, целая поэзия.
У меня самого двое внучат подрастают, я бы их тоже со временем на фехтование отдал, пусть занимаются. Умение владеть шпагой — это и здоровье, и красота, и интеллект. Фехтование не просто спорт, это род искусства. И молитве он не помешает, я думаю, даже наоборот: если человек верующий, он станет и дисциплинированнее, и собраннее".